Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 46

Другим типом общественного объединения, о деятельности которого рассказал его Председатель канд. истор. наук Беляков В.В., было Общество воспитанников детских домов и интернатов Дмитровского р-на Московской области. Основная цель Общества — оказание помощи интернатным учреждениям, а также выпускникам интернатных учреждений независимо от времени их выхода из детского дома. В Дмитровском районе таких выпускников 1000 человек. Трудности их вхождения в жизнь во многом объясняются правовой незащищенностью, безграмотностью. Объединение помогает им получить жилье, хотя сейчас ситуация стала еще тяжелее, помогает устроиться на работу. Особенно неохотно принимают на работу детей с недостатками в умственном и физическом развитии. С большим трудом устроили на работу 10 наших выпускников.

Под опекой Общества находится четыре интернатных учреждения для детей-сирот, Икшанскую трудовую колонию.

Особое внимание Общество уделяет физическому воспитанию детей-сирот, культурно-воспитательной работе.

Несмотря на то, что у Общества много трудностей, будет делаться все, чтобы помочь воспитанникам интернатных учреждений успешно адаптироваться в окружающее общество.

Уникальное научное учреждение — Международный университет семьи и ребенка представила доктор наук, профессор, зав лабораторией в Университете им. Валенбурга — А А Хилько. Сейчас университет работает над программой "Здоровый ребенок" — физически, нравственно, духовно. В Санкт-Петербурге в тесном сотрудничестве работают практика, наука и управленцы Мы предлагаем для внедрения совершенно разные уровни подготовки кадров в специальных учебных заведениях в зависимости от их возможностей, контингента детей Суть в том, что необходимо переорганизовать, перестроить всю систему подготовки кадров, должны быть циклы, которые раскрывают клинические, психофизиологические особенности тех детей, с которыми приходится работать, независимо от того, учитель это по труду или воспитатель.

Второй блок — специальная психолого-педагогическая подготовка выпускников интернатных учреждений. Воспитанники детского дома с нормальным интеллектом отличаются от того, у которого умственная отсталость. Значит, должен быть совершенно разный подход к таким детям Но решение этих проблем зачастую разбивается о неподготовленность, непрофессиональность воспитателей И здесь есть два пути специальная подготовка воспитателей для этих учреждений и мощная материальная поддержка, материальная заинтересованность их в данной работе.

И, наконец, третье должны быть научные, творческие лаборатории, обмен мнениями, сбор всех наработок по регионам в России. Примером того, как научно-методические наработки внедряются в практику, стало выступление В.Л. Холода.Он высоко оценил участие американских коллег в работе конференции, подчеркнув, что рефреном стала мысль "сердцем и умом к совместной цели". На наш взгляд. Белгородскому управлению образования удалось найти правильный путь решения проблем социальной защиты детей у себя на месте. Создали службу в Управлении, на местах, открыли три центра социальной помощи Изменили условия жизни во всех интернатных учреждениях, приблизив их к семейным. Детям стало жить лучше, они стали здоровее, есть достижения в труде, учебе, спорте. Создали новую службу для профессионального обучения детей непосредственно в интернатных учреждениях, вместе с ПТУ Мы успешно сочетаем связь интернатных учреждений и ПТУ.

Особая забота — подготовка будущих земледельцев, фермеров Опыт в этом направлении в области есть интересный.

Успешно реализован проект пилотной школы, предложенный американскими коллегами. Компьютерные развивающие программы в обучении детей реализуются нашими педагогами вместе с учеными.

Каждое дело должно иметь результат И мы еще раз обращаемся к Министерству возглавить научно-методический совет по проблемам детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей.

Предложение было поддержано всеми участниками конференции М.Н. Лазутова высказала мнение о том, что такой совет должен быть ориентирован на детей из интернатных учреждений, коррекционных учебных заведений, классов компенсированного обучения.