Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 22

Помощь воспитателя здесь особенно нужна. Ребенок особенно чутко относится к тем оценкам, которые дают ему взрослые. Эти оценки моментально подхватываются другими детьми, и на воспитаннике уже лежит клеймо "неумехи", "лентяя", и т.п. Очень часто приходя в класс и обращаясь к какому-либо ученику с вопросом, приходится слышать: "А он ничего не скажет, он у нас..." и дальше следует то определение умственной неполноценности, которое дается этому ученику педагогом или воспитателем. В индивидуальных занятиях с такими детьми выясняйся, чю они прекрасно могут решать сложные задачи, но роль "дурачка" его вполне устраивает как своеобразный способ выделения среди других.

Очень помогают повысить самооценку, сделать ее адекватной всевозможные тесты, которые в изобилии появились на прилавках. в журналах и даже в газетах. Именно через тесты воспитанник начинает анализировать себя, свои способности и возможности, если даже тесты не отвечают на многие его вопросы.

Для проведения тестирования необходимо выделить специальное время во второй половине дня, в субботние или воскресные дни выделить "Час самопознания", когда можно проверить память, интеллект, способность ко вниманию, саморегуляции, и т.п., которые в течение недели тренировались при самоподготовке.

Каждый из процессов имеет множество качеств, которые нужно развивать и диагностировать уровень их развития. Например, внимание имеет такие качества, как объем, устойчивость, распределяемость, концентрированность, переключаемость, гибкость, цепкость. Высшим уровнем развития внимания считается переход его на общеличностный уровень — появление у человека внимательности, наблюдательности, которые проявляются везде и во всем.

Высшим уровнем мыслительной деятельности являются творческая активность и самостоятельность, которые проявляются в любой форме деятельности, органически связаны с развитием таких познавательных процессов, как восприятие, память, воображение.

Методы диагностики как личностных качеств, так и познавательного процессов не требуют специальной подготовки воспитателей и в отдельных случаях могут быть применены самими учащимися. что они очень охотно делают и даже в младшем возрасте самостоятельно придумывают тесты на интеллект по образцу Айзенка.

В итоге ученик должен уметь составлять самохарактеристику и хорошо ориентироваться в своих потребностях, возможностях и реально развитых способностях.

Для смягчения влияния на содержание сознания телевизионной, видео- и кинопродукции желательно проводить беседы — короткие опросы о содержании фильма, о том, что нового увидели ученики в нем, какой вывод сделали для себя, чему научились, о чем задумались и пр. Затем можно давать установку на просмотр очередного боевика — анализ причин, порождающих зло, и качеств, которые помогают очередному полицейскому выиграть борьбу со злом.

Такой анализ поможет ученикам понять цель данных фильмов, увидеть их примитивность, однотипность, надуманность, как и бесконечные сериалы с людьми, не обладающими элементарной логикой. создающих самим себе сложности и трагедии. Из сериалов можно сделать также вывод, что никакие внешние условия не влияют на счастливое существование. Главным источником несчастий являются злые, непорядочные люди, отравляющие жизнь другим.

Таким образом даже самые негативные явления можно использовать для формирования психической культуры, высшей формы ее развития в эмоциональной, волевой, интеллектуальной сфере.


Н.М. МАЛОФЕЕВ,

кандидат педагогических наук, директор Института коррекционной педагогики

Умственно отсталый ребенок и система образования

Дети, имеющие выраженные отклонения от нормального физического или психического развития, вплогь до последних лет маркировались специалистами как аномальные и соответственно для получения среднего образования направлялись в специальные учебные учреждения. Являясь частью единой государственной системы, специальная школа исходила из принципов всеобщности, доступности и обязательности и была сориентирована на государственный образовательный стандарт. Благодаря этому многие дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата получали хорошие знания и могли продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях.