Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 11

Одной из технологий нашей работы является метод, который предложил американский психолог Я.Л. Морено Это метод психодрамы. Психодраматическая ситуация позволяет моделировать любую жизненную ситуацию, с которой сталкивается подросток и которая является для него трудной: для кого-то эта ситуация взаимодействия со сверстниками, для кого-то ситуация взаимодействия с детьми из семей, для других — ситуация взаимодействия со взрослыми и т.д. Негативный опыт, который подросток накапливает в процессе этих взаимодействий, мы имеем возможность заново пережить вместе с ним и группой сверстников, в том числе тех детей, с которыми он постоянно живут в  Интернате и взрослых (мы иногда привлекаем в такую работу воспитателей и учителей, которые живут рядом с подростком и участвуют в его воспитании). Мы моделируем ситуацию, и подросток получает возможность переходить в роли разных людей, обогащать свой собственный опыт опытом других людей. Проигрывая различные социальные роли, проигрывая внутреннее состояние других людей он расширяет сферу своего собственного опыта. Подросток начинает понимать те позитивные и негативные отношения, которые имеются у людей. И, соотнося свой собственный опыт, свои отношения к окружающему миру, с отношениями других людей, он интегрирует новую структуру опыта. Эта новая структура опыта позволяет подростку адекватно реагировать на те жизненные ситуации, с которыми он сталкивается.

Другой подход к психологической помощи, который мы используем, — это психодраматический театр. В процессе представления специально подготовленная группа психологов моделирует различного рода истории из жизни подростка. Когда подросток со стороны смотрит как взрослые разыгрывают его собственные истории, пытаются ему помочь, а затем включают его внутрь этого психодраматического представления, в разыгрывание этой истории он имеет возможность выразить все те чувства, которые испытывает по отношению к самому себе, к окружающему миру. Он получает возможность как бы очиститься от того негативного опыта, от тех негативных чувств, которые имеет, выразив их в искусственной ситуации психодраматического представления. Он получает право на спонтанное выражение своих собственных чувств, которые имеет, своих собственных мыслей здесь и теперь на этой сцене в иной реальности. Если эта реальность специально организована и если за этой реальностью следит опытный психотерапевт, который понимает внутренние психические процессы и закономерности функционирования психики подростка в той или другой ситуации, то он может сделать выражение этих  спонтанных чувств и мыслей минимально травмирующим как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

Эта работа ведется нами уже в течение пяти лет и у нас разработана специальная технология по которой мы работаем как с подростками, так и со взрослыми, участвующими в воспитании детей.

Интересным, на наш взгляд, является метод имаготерапии, метод работы с воображением детей. У детей из детский домов имеет место отсутствие определенного опыта их прошлой жизни. Он не представлен в их самосознании. И восстановление этого опыта — мифологическое или действительное, — в воображении, когда чувства обострены, когда мысли сливаются с переживаниями, оказывает положительное влияние на развитие самосознания подростка. Воображение — это особого рода реальность, в которой живет человек. Точно так же, как в окружающем его мире. Для ребенка очень часто то, что он воображает, становится таким же реальным, как то, что он реально переживает в действительности. Это свойство детской психики может быть эффективно использовано в психотерапевтической работе.