Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 17

Своеобразно искажается и самосознание ребенка. Положение "сироты", постоянное внимание к их обеспечению всем необходимым, подарки, развлечения — наряду с самообслуживанием, уборкой помещения, дежурством — порождают потребительские потребности, ощущение того, что все должны что-то делать для них. Вместе с тем понимание своей ненужности никому конкретно создает в сочетании с ощущением своей социальной исключительности тенденцию к обвинению среды в своей неполноценности, неудачах. "Я хороший, это они не дали мне необходимого, виноваты в моих недостатках", — такова логика рассуждении в самооценке.

При введении в интернате системы "обучения через развитие познавательных процессов" мы столкнулись с тем, что ученики не хотят даже самостоятельно думать. Они говорили: "Зачем думать, Вы расскажите, а мы потом перескажем!"

Потребление чужих мыслей, открытий, знаний, переносится и на формирование интеллекта, главного инструмента психической культуры, способности на высшем уровне, через созидание приспосабливаться к среде.

К тому же сознание и самосознание воспитанников базируется главным образом на принципах запретов — "не убий", "не укради", "не кури", "не самовольничай", "не шуми", "не ленись" и т.п. За всеми этими "не" ученик не видит для себя позитивной программы действий: не будет он убивать, красть, курить, лениться, а что он должен делать? Каким быть? К чему стремиться? Этого не понимает большинство воспитанников, пока не приходит пора выбора профессии.

Очень любопытные данные были получены в нашем психологическом обследовании учащихся: им давалось задание написать по пять положительных и отрицательных качеств человека вообще, а затем написать то же про себя. У некоторых детей при описании собственных положительных качеств они шли с отрицательной частицей — "не курю", "не ленюсь", либо были им эквивалентны в положительном варианте "слушаюсь", "хорошо учусь", "внимательный на уроках", либо вообще отсутствовали при изобилии отрицательных качеств. В число отрицательных качеств некоторые дети относили такие, как самостоятельность, любознательность, активность, наряду с другими, которые педагог и воспитатель подчеркивали в поведении детей согласно своей категории человеческих ценностей.

Тестирование педагогов и воспитателей по той же методике показало, что на вопрос "Какие качества Вы хотели бы видеть у своих воспитанников, а какие нет?» каждый педагог и воспитатель отвечает по-своему, определяя круг качеств. Как правило, эти качества соотносились с требованиями интерната — "дисциплинированный", "аккуратный", "отзывчивый", "исполнительный" и пр.

В эпоху господства идеи коммунизма в нашей стране существовали четкие нравственные критерии служения людям и Родине, умение управлять своим поведением и деятельностью во имя блага человека, существовали высокие нравственные идеалы — декабристов, борцов за свободы, за место в строю созидателей, защитников Родины. В настоящее время эти идеалы разрушены, нам показывают по телевизору, какого совершенства достигли мафиозные структуры (за 70 лет нашего застоя) на Западе, рекламируют способы добывания денег через помещения их в банки при полном безделии или минимальных затратах энергии для получения всех жизненных благ.

Все эти внешние обстоятельства, накладываемые па неблагоприятные условия для психического развития в условиях детских домов и школ-интернатов, делают особенно ответственной работу педагогов и воспитателей в них. Особая роль принадлежит воспитателям, которые большую часть времени проводят с детьми, контактируют с ними на индивидуальном уровне. Для успешного осуществления воспитательной работы она должна базироваться на следующих основных принципах.

Принципы воспитательной работы, которых придерживаются далеко не все воспитатели, следующие.