Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 31

Эти изменения выражаются в первую очередь в признании (пока на словах) приоритетного устройства ребенка в семью, а не в интернатное учреждение, в большей ориентации на результат воспитания: социальную адаптацию выпускника, подготовку каждого воспитанника к самостоятельной жизни, в возникновении новых форм устройства детей (приютов, социальных реабилитационных центров, временного устройства в семью и т.д.); что позволяет оказать экстренную помощь нуждающимся детям. Одним из приоритетных направлений социальной защиты детства является предупреждение сиротства, уменьшение причин, способствующих его появлению. Истоком и причиной социального сиротства является неблагополучие семьи в нашем обществе, причем в угрожающих размерах. Из 40 млн. детей России — более 500 тысяч (каждый восьмидесятый) — сирота и лишенный родительского попечения. Из этих 500 тысяч около 20% находятся в интернатных условиях (в мире — 5-6%).

Семьи, отказывающиеся от воспитания детей, можно разделить на две группы:

1. Родители, отказывающиеся от тяжело больного ребенка (материальные затруднения, т.к. нужен постоянный уход, мать не может работать; медицинские — нужен специальный уход и лечение; психологические — представление о том, что семья с ребенком-инвалидом — неполноценная, дефективная) Таким родителям, чтобы они не отказывались от детей (или но крайней мере, не так часто отказывались) нужна материальная поддержка и психологическая реабилитация).

2. Социально дезорганизованные семьи, иногда называемые семьями риска: это многодетные или неполные семьи (по структуре), это несовершеннолетняя или психически нездоровая мать, бродяжничающая женщина; нельзя не принимать во внимание трудности в семейных отношениях (развод, внебрачный ребенок), условия жизни (материальные, жилищные трудности, плохие условия для воспитания). Таким семьям нужна дифференцированная поддержка общества, причем не всегда это связано с материальной помощью.

Ведущими причинами, определяющими необходимость устройства детей, являются социальные. Основной контингент домов ребенка представлен отказными детьми. Сироты и подкидыши составляют всего около 2–3%, 20% — дети, чьи родители лишены родительских прав, 33% — из полных семей, 44% — от матерей-одиночек. Матери-одиночки — это особая проблема для службы социальной защиты. 56% детей, находящихся в Домах ребенка, рождены вне брака. Каждый четвертый из них передан в Дом ребенка по решению суда или инициативе других организаций; часть детей матери отдают добровольно, т.е. родительская семья не принимает ее с ребенком, либо она одна не в состоянии вырастить его.

К концу пребывания в Доме ребенка около 40% возвращаются в семьи (подлежащие усыновлению), а остальные в учреждения Минобразования (около 18%), и Минсоцзащиты (около 20%). Надо подчеркнуть, что в последние годы растет число воспитанников учреждений собеса за счет уменьшения их в учреждениях Минобразования. Т. е. увеличивается число детей — инвалидов с раннего возраста. Около 70% детей в Домах ребенка относятся к третьей группе здоровья, т.е. инвалиды. Практически здоровых — не более 2%, 54% имеют глубокие поражения ЦНС, у 25% задержка физического и психоречевого развития.

Среди первоочередных мер самой первой должно стать совершенствование генетической службы, оснащение ее современной медтехникой для перинатальной диагностики состояния плода, что позволит снизить число отказов от детей с врожденными аномалиями развития, а также улучшить родовспоможение, т.к. ошибки в этой области дают самый большой % отказных детей.

Обосновывая мероприятия по предупреждению причин социального сиротства, мы хотим подчеркнуть, что необходимо перестроить принципы организации жизни детей, обеспечить на законодательном уровне приоритет семьи перед другими формами устройства, что максимально сократит поступление детей в дома ребенка и детские дома.

Необходимо принять меры для улучшения материального положения семьи: увеличить пособия матерям, родителям-воспитателям, опекунам до прожиточного минимума. Помещение этих детей в государственное учреждение обходится дороже.