Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 10

Сейчас, например, имея опыт работы с подростками из учреждений интернатного типа в условиях летнего отдыха (мы работали в "Океане"), мы разрабатываем программу "Будущие лидеры России". В эту программу заложены идеи по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей и подростков Декларируется положение о необходимости создания подросткам условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей для подготовки к жизни в свободном обществе Акцент делается на умении быть ответственным за себя и других

Это будет долговременная программа. Программа не является элитарной, она направлена на то, чтобы оказать позитивное влияние на подростков, особенно с склоняющимся поведением, так как программа планирует содействовать развитию личности всех подростков Цели программы- ориентация на каждого подростка как ценность, выявление его уникальных способностей и свойств, формирование стремления к самореализации, оказание поддержки в самоидентификации и обучение индентификации с другими, формирование потребности в самоорганизации и в приобретении лидерских качеств.

Позиция взрослых по отношению к подростку должна определяться следующими разработанными нами принципами "Не навреди", "Поддержи", "Учи быть, как все", "Учи быть лучше, чем все", "Не путай с другим"


А.Ф. ШАДУРА,

зав лабораторией психологической реабилитации личности РАО, кандидат психологических наук

Новые методы психологической помощи подросткам в кризисных жизненных ситуациях

Я буду говорить о помощи подросткам, ее специфике по материалам лаборатории психологической реабилитации личности ИРЛ РАО.

Подростковый возраст имеет свою специфику Для нас наиболее важным образованием, на основе которого строится программа психологической помощи, является восприятие подростком себя в своем соотнесении с окружающим миром. Я хотел бы выделить четыре пространства, с которыми соотносит себя личность Во-первых, пространство своего собственного тела: представления и переживания о своей телесной сущности, следующее пространство — социального взаимодействия — умение находить общий язык с другими людьми, вступать с ними в общение, понимать других и самого себя в отношениях с другими, следующее — пространство культуры: те определенные достижения культуры, которые были выработаны предыдущими поколениями, и четвертое — временное пространство, время собственной жизни, соотнесенное с историческим временем.

Мы разрабатываем программу, которая направлена на помощь подростку, попавшему в ту или иную кризисную ситуацию. Кризисной ситуацией для нас является жизненная ситуация, в которой подросток не может реализовать значимость своей жизни. На предыдущих этапах развития у подростка формируется система значимых отношений к окружающей действительности, и она определяет его поведение. Например, представления и переживания по поводу отношений с окружающими людьми. Какие-то отношения для него являются важными и существенными, какие-то нет. Наиболее важными для ребенка являются отношения с родителями. Подросток из детского дома понимает, что он обделен этими отношениями по сравнению с теми детьми, которые воспитываются в семье. И это является внутренней проблемой, которая вызывает формирование негативного отношения к семье как к ценности, ребенок понимает, что он не такой, как дети из семьи, другой, и соответственно начинает негативно относиться к ценностям семейной жизни, которые не может реализовать

В работе с подростками мы пользуемся разными методами и приемами, но выстраиваем их в единую систему в соответствии с той проблемой, которую мы помогаем решить подростку