Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 39


СЮЗАН ПАЛКОРН

руководитель американской делегации

О взаимопонимании и сотрудничестве как возможности улучшить образование детей

Дорогие коллеги, большое спасибо. Для нас была большая честь и большая радость быть эти три дня с вами. Я вижу, что очень большие усилия были потрачены на подготовку этой конференции, и я хочу поблагодарить вас. И также я хочу поблагодарить тех, кто участвовал в этой конференции. По выражению ваших глаз, когда я слышала эти выступления, я вижу, что вы очень серьезно относитесь к этим проблемам.

Сегодня я выучила новое слово — воспитание. Я уже знаю слово образование, и это слово значит просвещение И наше английское слово "образование" основано на латинском слове, оно имеет общий корень.

Вы видите, у нас есть разное понимание идеи воспитания Мы можем просвещать, нести свет нашим детям, а другими словами, мы можем их вывести из темноты на свет, и я вижу сегодня, что вы действительно этого хотите.

Очень много говорилось в эти дни о ценностях. И сейчас я тоже хочу сказать, да, мы согласны, что ценности очень важны в образовании, потому что если у ребенка нет каких-то ценностей, то он бесцельно бредет по жизни. И уже как раньше об этом говорилось, именно христианское религиозное образование — это именно основа для образования этих ценностей. И самый легкий путь, которым мы можем передавать наши ценности детям, это тогда, когда родители передают эти ценности непосредственно своим детям. И тогда, когда ребенок по той или иной причине лишен родителей, тогда эту ответственность несет на себе та организация или те люди, которые заменяют ему родителей. И кто же это? Это учитель, прежде всего, и затем все те работники, которые работают с этим ребенком. И ребенок гораздо больше развивается через действие, через поступки, чем через слово. И мы, как воспитатели, должны быть очень внимательны к тому, как мы сами ведем себя, как мы действуем, как мы обучаем детей И мы, как воспитатели, должны очень хорошо знать, что такое хорошие ценности и плохие ценности. И мы должны проявлять своей личностью хорошие ценности. И мы должны очень хорошо разобраться в чем состоят наши идеи прежде, чем мы принимаем эти идеи, мы не должны в этом смысле терять никаких возможностей, которые у нас есть.

Мы в Америке должны действовать очень быстро, потому что ценности меняются, они уже не те, что были раньше.

Мы согласны с формулировкой цели воспитания, но мы не всегда согласны с тем, как нужно достигать этой цели, в разных культурах она достигается по-разному. Я думаю, что те, кто находятся вне национальной культуры, должны обязательно обмениваться своими мнениями, должны обогащать свою культуру культурой других стран. Я думаю, что такое взаимодействие культур наиболее плодотворно, когда оно происходит не на официальном уровне. И обычно полное согласие достигается только тогда, когда в нем участвуют два, самое большее три человека. И я думаю, что самая подходящая роль для тех, кто не знаком с национальной культурой, это просто общение, это обмен мнениями. Именно такая роль самая подходящая, потому что я думаю, что они не могут, те, кто не знаком с этой культурой, кто не живет в этой культуре, они могут только что-то предлагать, но они не могут быть специалистами, не могут действовать в этой культуре.

Каким же образом мы можем организовать неформальное общение? Для этого мы должны очень точно определить, каковы будут темы наших обсуждений, а также мы должны сказать, кто будет участвовать в этих дискуссиях, какова же цель этого общения и дискуссии? И я думаю, третье, это то, что мы должны узнавать друг друга ближе лично, а на это уходит время. Если я встречу кого-нибудь из моего родного города, то мне очень, нам очень легко стать друзьями, потому что я понимаю и их манеру, и то что и как они говорят, я даже понимаю их менталитет. Но когда кто-то даже со стороны, не из моего города, даже из моей страны — уходит больше времени, чтобы познакомиться ближе. И поэтому очень важно, чтобы мы как можно ближе знакомились друг с другом. И тогда мы сможем оценить и идеи, и мысли друг друга в контексте, который наиболее подходящ для этого.