Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 19

Воспитанники должны понять, что психическая сила требует такой же тренировки, как и физическая. Например, тренировка интеллектуальных навыков в виде коротких заданий на 7-10 минут в начале самоподготовки. Так, при тренировке аналитичности восприятия дается задание увидеть закономерность числового ряда или "увидеть" все прилагательные в портрете ученого или поэта. Для тренировки памяти воспроизвести все правила, связанные с шипящими звуками и буквами, воспроизвести слова на определенную букву и т.п. Тренировка психических процессов — эмоциональной и регуляторной сферы — в начальной школе может проходить в игровой форме на специальном, фиксированном времени для психогимнастики (см. Чистякова 18). В младшей школе на специально отведенном "часе развития" познавательных процессов органически развивается эмоционально-волевая сфера.

В средней и старейшей школе такая тренировка может проходить на специальных занятиях по "Человековедению", "Жизневедению", "Этике и психологии семейной жизни" или просто на "часе развития".

Психотренинг можно использовать для коррекции поведения, дурных привычек, грубости, лени по принципу "Ты не умеешь сдерживаться, вести себя как настоящий мужчина, придется тебе посещать занятия "уроки мужества". Уроки эти может вести любой педагог, любящий и понимающий детей, познакомившись с книгами, в которых даются основы аутотренинга, конкретные методики таких тренировок (2, 17, 18).

Одно такое приглашение на специальные тренинги может оказать необходимый эффект — ученик будет пытаться сам регулировать свое поведение.

Основные методы психотренинга

I. Психотренинг начинается с четкого представления того, что необходимо тренироваться. Как показывает наша практика работы с детьми разных возрастов, не слова, а конкретно представляемые детьми образы лучше всего стимулируют занятия по психотренингу. Образ предстает как регулятор и координатор жизнедеятельности человека вообще, лежит в основе целеполагания.

Учеников просят закрыть глаза и "выбрать" себе, например, походку — расхлябанную, переваливающуюся либо легкую, энергичную, свободную. Или глаза — бегающие, трусливые, холодные, наглые или спокойно-веселые, умные, внимательные. Так же представляет себе воспитанник характеры, реакции на обстоятельства, общение с другими и пр.

В зависимости от цели конкретного занятия содержание образов может меняться до бесконечности и являться своеобразным вступлением в него. Через контрастное представление понятнее становится цель занятия и самопонимание.

II. Тренировка оптимизма — это сложная, повседневная работа которая должна базироваться на главных источниках оптимизма. К ним относится: а) вера в себя, в свою способность преодолеть трудности в любых обстоятельствах, б) владение многими трудовыми и интеллектуальными навыками, дающее возможность свободы выбора профессий, независимости от обстоятельств; в) ощущение своей необходимости людям.

Вера в себя, в свои силы приходит через преодоление неумений, недостатков, незнания и т.п. Преодоление несдержанности, например. должно начинаться с поиска приемов для сдерживания — счет, поглаживание руки или любое другое действие, задерживающее реакцию, которую должен найти каждый несдержанный ученик для себя.

Преодолевая неумения и недостатки, ученик начинает приобретать веру в свою возможность преодолеть все препятствия в жизни. Для закрепления этой веры полезно проигрывать поведение в критических ситуациях, которые могут случиться в жизни, либо мысленно, либо в специальных сочинениях.

Второе условие — владение разнообразными навыками, как показывает опыт Вальдорфской школы, приводи! к спокойствию и уверенности в себе, а отсюда и к оптимизму. Занятия трудом, уроки труда должны проходить каждый день и проводиться не только специалистами, но и воспитателями. В один день это могут быть занятия по всем видам швейного дела, на другой день — столярное мастерство, третий — работа по починке приборов и пр. В зависимости от конкретных условий, наличия кадров составляется программа овладения сначала бытовыми навыками, а затем профессиональными. Особенно охотно учащиеся овладевают навыками работы на компьютере, на пишущей машинке, навыками моделирования и пошива одежды.