Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 32

Социализация (вхождение в жизнь) считается успешной, если каждый человек смог адаптироваться к требованиям социума (принять и выполнять их) и при этом сохранить свое "я" (свою личность, способность к саморазвитию, противостоянию обществу). Для полноценного развития необходима пропорция этих двух сторон процесса социализации. Показателями успешной социализации являются такие основные сферы реализации человека как работа, семья, общение. Анализ судьбы выпускников говорит о явном неблагополучии в этих показателях.

Сегодня, когда на первый план выходят личностные качества, собственная активная позиция в устройстве своей судьбы, необходимо кардинально менять целевые установки и организационные основы жизни и воспитания детей в интернатных учреждениях, расширять формы их устройства, стремясь максимально приблизить их к семейным, если нет возможности устроить ребенка в семью.

Поиск новых форм устройства — необходимая помощь таким детям. Одним из примеров могут быть семейные детские дома (приемные семьи), которые берут под свою заботу и опеку даже тех детей, которые не могут быть усыновлены. Семейный детский дом — гибкая и хорошо социализирующая форма устройства детей. Но нужно искать и другие, может быть с меньшим количеством детей в семье. А это значит, что нужны новые правовые механизмы.

К сожалению, прогноз предсказывает увеличение необходимости в интернатных учреждениях. Новые отношения откидывают за черту бедности уже сегодня малообеспеченные, многодетные, неблаголучные семьи.

Сегодня в интернатные учреждения поступают дети: до 3-х лет — около 7%, от 3 до 7 — 22%, старше 7 лет  — 71% Возвращался в семью уже незначительное количество, т.к. остальные дети уже имеют дефекты в здоровье и развитии или не подлежат передаче в семью Проведя несколько лет в учреждении, они приобретают весь комплекс негативных свойств и качеств, которые называются социальными психологами социальной депривацией. То есть ребенок не осваивает весь комплекс необходимых ему социальных ролей, у него не формируются те личностные свойства и качества, которые нужны, чтобы адекватно воспринимать социальную реальность, оценивать ее и принимать сознательные решения о собственных действиях в конкретных ситуациях. В этом виновата и стерильная среда интернатных учреждений, а также и принятая в них система воспитания и образования Практика существования детских учреждений но возрастам, необходимость перевода ребенка из одного в другое (до 4-5 раз, а то и более), а в самом учреждении из группы в группу (особенно в младшем возрасте) приводит к регрессу, потере достигнутого уровня психическою развития. Процесс адаптации надолго затягивается, усугубляя уже имеющиеся отклонения. Отсутствие общения с постоянными взрослыми лишает ребенка прошлого, препятствует формированию представлений о будущем, оставляя только сегодняшнее настоящее. Это типично объектное отношение к ребенку, когда его желания, интересы не учитываются.

Сегодня социальные медики правомерно ставят проблемы жестокого обращения с детьми в интернатных учреждениях. Причем кроме физического (травмы, наказания) и сексуального, ученые выделяют эмоциональное или психическое насилие (оскорбление, террор), а также безразличное, невнимательное отношение к детям, пренебрежение их интересами Очевидно, что в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, второй вид жестокого обращения приводит зачастую к более трагическим последствиям, чем даже физическое насилие.

Это еще раз подтверждает необходимость изменить организационную структуру интернатных учреждений, чтобы их социализирующие функции возросли.

В основе их организационной структуры должен лежать принцип "замещающей семьи" (семейные детские дома, ассоциации, городки, в которых рядом со здоровыми детьми могут проживать больные. 25% детей-сирот имеют отклонения в умственном и физическом развитии. Часто многим из них показано проживать со здоровыми детьми.