Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 2

В контексте нашей конференции нам будет достаточно удобно рассматривать личность через самосознание человека. Вспомним Л.С. Выготского: "Что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека".

Личность — это некое уникальное образование в нас. Личность — это тот человек, который стремится подчеркнуть свою уникальность, отстоять ее среди других.

Личность — это человек, стремящийся соответствовать нормативу, быть "как все", быть социально ориентированным. Это человек, который имеет определенную систему взглядов, мировоззрение, который стремится утвердить в мире свою уникальность, быть "лучше, чем все", или настаивающий на том, чтобы его "не путали с другими".

Сегодня мы обсуждаем особенности развития личности детей, лишенных родительского попечительства. Посмотрим, какие же проблемы в этом отношении имеются на каждом этапе развития.

Если мы возьмем дошкольников, то это часто дети, которые попадают в детские дома из специальных учреждений медицинского типа. Это учреждения, где детей воспитывают до трех, иногда до четырех лет. За этот период ответственно Министерство здравоохранения. Министерство образования добилось того, что в этих учреждениях появляются психологи, воспитатели. Прежде в этих учреждениях работали только медицинские работники, которые занимались с детьми, и нянечки. Учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, как известно, несут в своей системе условия для развития госпитализма. Мы наблюдаем ярко выраженную специфику: эти дети аутичны; у них слабо выраженная потребность к общению; у них явно наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. В свои первые годы жизни они отличаются не свойственной детству пассивностью. Они не только не включаются в общение со взрослыми, но часто поразительным образом проявляю г себя в отличие от детей, нормально развивающихся. По естеству онтогенетического развития все дети — и у животных, и у человека — обычно чрезвычайно подвижны; эта потребность в физической активности заложена как бы внутри, и она побуждает к интенсивному движению. Мы наблюдали многих детей младенческого возраста. Маленький ребенок первые месяцы жизни развивается как бы за счет своей внутренней энергетики, за счет потенциала к развитию. В закрытых учреждениях явно видно, как ребенок постепенно угасает. Так как сотрудники закрытых учреждений не имеют возможности достаточно общаться с детьми, то этот врожденный потенциал к развитию в возрасте 6-8 месяцев как бы исчезает, обрывается; ребенок становится пассивным. Кроме того, возникает огромное количество так называемых тупиковых движений: ребенок раскачивается, сосет пальцы, губу, воспроизводит одно и то же действие без видимого смысла. У него появляется огромное количество бесполезных для развития двигательных форм, которые не являются продуктивными. И когда этих детей кладут на пеленальные столы (их кладут и в возрасте полутора и двух лет), они лежат как ватные куклы. Это потрясает. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Это уже совершенно другой ребенок в отличие от ребенка, который воспитывается в семье.

На следующем этапе своего возраста дети из медицинских учреждений переходят в дошкольные детские дома, затем — в школьные детские дома или интернаты. Дети с первых лет уже несут в себе патологию, которую определили условия развития. То, что было заложено в первые годы детства, остается в структуре личности. И это неизменно проявляется в ней не только в детстве, но и в последующие годы.

Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. Здесь могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Здесь источник склонности к наркотизации и формирования криминогенности.