Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 18

1. Принцип «Четкое представление о том, что необходимо воспитывать» для формирования психической культуры, базирующейся на фундаментальных психических качествах, структурирующих личность, — эмоциях, воле, интеллекте.

В эмоциональной сфере главная задача — сформировать оптимистическое мировоззрение, умение ощущать красоту и радость бытия, вера в свои силы и возможности, способность не только преодолеть все препятствия, но и помочь другим, умение ощущать состояния и настроения других людей, находить действенный выход из всех критических ситуаций. (Методы развития будут изложены ниже.)

Волевая сфера проявляется в действиях, способности регулировать свое настроение, состояние, эмоциональные реакции.

Широта мировоззрения, понимание своего места в жизни, виденье того, что способен делать человек не только для себя, но и для социума, потребность быть нужным людям, ощущение, осознание радости созидания, творчества.

2. Принцип «Эти обязательные компоненты» — эмоции, воля, интеллект, — входящие в цель воспитательного процесса, должны подкрепляться практическим примером. Воспитатель должен быть образцом для подражания. Никакие беседы, дела, мероприятия не оказывают такого влияния на детей, как учитель или воспитатель, имеющий высокий уровень психического развития, показывающий пример для учащихся Все, что хотел бы видеть воспитатель у своих питомцев, он должен сформировать в себе. На учащихся оказывает огромное воздействие не только совместное действие, труд, но и когда пытается вместе с учениками воспитывать в себе то или иное качество, знание, умения, навыки сам наставник.

3. Принцип ориентировать детей на свободу выбора пути, показывая две картины последствий, если пойти по пути, ведущему к хорошему, либо к плохому. Например, по пути формирования у себя оптимистического или пессимистического мировосприятия стремиться к радости или злобе, тоске, тревоге, страху. То же касается дилеммы между безволием, неумением самоорганизоваться или свободно управлять своими действиями, настроениями, состояниями.

Главная задача данного приема воспитания — понимание воспитанниками того, что они сами делают свою жизнь, что никто за них не сможет выбрать дорогу, соответствующую возможностям и задаткам каждого.

4. Принцип видеть в каждом воспитаннике положительные черты, верить в его потенциальные возможности занять свое место в жизни через преодоление существующих недоразвитых сторон в его психике. Для этого фиксировать и поощрять только факты преодоления недостатков. Как показывает статистика, фиксация успехов и достижений в преодолении недостатков в 89% случаев приводит к развитию необходимых качеств, в то время как фиксация отрицательных проявлений и наказания в 11 % случаев приводят к тем же результатам.

Например, мальчик постоянно вертится на самоподготовке. Его одергивает воспитатель, требует не вертеться. Мальчик продолжает эго делать. Тогда воспитатель меняет тактику и говорит: "Молодец, Саша, ты не вертелся уже пять минут!" Следующий раз воспитатель фиксирует снова время, которое ученик не вертелся. У этого ученика появляется реальный стимул — похвала, — для того чтобы преодолевать свою непоседливость.

5. Принцип сложным системам, каковым является человек, нельзя навязать путь развития. Задача педагога стимулировать направленность на саморазвитие, поиск путей преодоления недостатков. Любыми способами — через поощрение преодоления или через задания, направленные на преодоление, — необходимо стимулировать собственную активность ученика.

Все психические качества, о которых говорилось выше, могут воспитываться в ходе любых занятий: трудом, искусством, при посещении музеев, театров, при просмотре фильмов, чтении книг, приготовлении домашних заданий, занятий спортом, в беседах и специальных тренингах, построенных по принципу каждодневной спортивной гимнастики.