Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 24

В последние годы в России возникают инициативы по реорганизации системы специального образования, особенно в отношении умственно отсталых детей. Диагностические ошибки, в результате которых дети неоправданно направлялись в систему специального образования, привели к частично неправильному комплектованию вспомогательных школ. В их стенах оказались ученики, не являющиеся умственно отсталыми, в силу чего возникла широкая общественная дискуссия о несостоятельности специального образования, в частности о целесообразности сокращения вспомогательных школ.

Мнения участников дискуссии достаточно противоречивы, и вряд ли сегодня можно принять взвешенное, обоснованное, экономически подкрепленное решение. Важно, что общество задумалось, однако не менее важно в дискуссиях, касающихся специального образования, развести подлинные проблемы развития и обучения детей с социально-экономическими проблемами и культурно-историческими традициями страны.

Институт коррекционной педагогики РАО с 1992 г. ведет исследования, направленные на совершенствование диагностического инструментария и технологий, изменение содержания специального образования, разработку специализированных стандартов обучения, ведущего за собой развитие ребенка с проблемами. Объединенные усилия Министерства образования РФ, ученых, практиков, родителей, общества направлены на обеспечение возможности каждому проблемному ребенку найти индивидуальный путь в едином образовательном пространстве.


И. А. НЕВСКИЙ.

ведущий сотрудник Института развития личности Российской Академии образования. доктор лед. наук

Особенности личности подростков с девиантным поведением

Характерная особенность подросткового возраста состоит в том, что в это время наблюдается пик асоциального, делинквентного поведения. Подростки — основная категория несовершеннолетних, дающих нам и преступность, и просто всякого рода отклонения в поведении.

Видимо, это связано с тем, что, отмечал Л.С. Выготский — известный психолог, подростковый период развития труден не только для окружающих, но прежде всего он труден для самих подростков. Это наиболее восприимчивый, наиболее ранимый ко всякого рода патогенным влияниям возраст.

Основные предпосылки отклонений в поведении подростков. Я их назову по группам.

Это биологические, связанные с состоянием здоровья, развитием и т.д. Это психологические, связанные с особенностями развития психологических функций: память, речь, мышление, воля, чувства, эмоции и т.д., с состояниями психическими. И это социальные, связанные со всем тем, что падает на подростка извне.

Несмотря на формирующее влияние биологических, социальных и психических факторов на личность подростков, его развитие, следует говорить о проблеме дивиантного, делинквентного поведения все-таки как о внеличностной проблеме, не имеющей однозначной жесткой корреляции с особенностями личности.

Поэтому, когда речь идет о том или ином отклонении в поведении подростков, допустим пьянство, наркомания, токсикомания, воровство, бродяжничество, говорить о том, что эти отклонения вызваны какими-то особыми личностными конструкциями, нельзя. Другое дело, что можно вести речь о каких-то особенностях, предрасполагающих к формированию тех или иных девиантных или делинквентных элементов в поведении.

Какие особенности мне хотелось бы выделить в качестве предпосылок, формирующих эти особенности в поведении подростков? Прежде всего это биологически-материальная детерминация активности поведения и ориентация в развитии потребностей, ценностей и мотивов. Почему я выделяю ее на первый план? Потому что по своему статусу, социальному, психологическому уровню это подростки, находящиеся на более низком уровне развития, чем более благополучные сверстники. И в связи с этим как более ранняя, более генетически ранняя форма развития факторов, побуждающих их активность, это биологически-материальная.

Дальше — это этическая, нравственная неразборчивость в достижении поставленных целей. Это следующая особенность группы подростков. Это неуверенность в себе, в собственной состоятельности: