Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 5

Обращение по имени в детских домах — особая проблема. Имя ребенка нередко сочетается с фамилией; оно используется обычно для призыва, коммуникации и почти никогда для выражения любви и приязни.

Притязать на признание ребенок начинает с раннего возраста уже в это время он стремится овладеть тем, что одобряются другими людьми. Притязание на признание постепенно обретает для человека личностный смысл, что способствует саморазвитию, утверждению индивидуальности, разносторонним достижениям.

Каждый из нас притязает на то, чтобы быть признанным другими. Социальное окружение ориентирует нас на то, чтобы мы соответствовали нормам, и мы бессознательно подстраиваемся под социальные ожидания. Но в зависимости от нашей культуры, от нашего развития. от ценностей, которые мы взяли от общества, эти притязания на признанье будут у нас различными. Развитой человек будет стремиться построить свое мировоззрение и соответствовать этому мировоззрению. Он будет стремиться отвечать за себя и за других В этом будет реализация его притязаний.

У детей из детских домов слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности. Для ребенка из детского дома это слишком абстрактно. Он не поймет нас, как бы горячо мы с ним не говорили о высоких социальных ожиданиях. Он ориентируется на признание в своей среде чаще всего через свою физическую силу, через свою продуктивную для него агрессию, через порой асоциальные формы поведения (ложь, кражи, насилие)

Как мы уже говорили, у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развито особое чувство "мы". Вот это "мы" закрытого учреждения имеет свою нормативность, которая подчас не соответствует социальным нормативам. Это специфическая групповая нормативность Кроме того, их воля направлена на противостояние окружению. Здесь кроется колоссальная проблема — специфика притязаний на признание детей детских домов.

Еще одно звено структуры самосознания — половая идентификация. Все сообщества всегда делятся на мужчин и женщин. В каждой культуре идет половая дифференциация и идентификация. Ребенка ориентируют на то, что он должен быть мужчиной или женщиной. Каждая культура имеет свои специфические ориентации на воспитание в ребенке самосознания мужчины или женщины.

Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола.

В детских домах дети изолированы от этих ориентации; они как бы погружены в капсулу интернатного учреждения.

Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. В силу группового "мы" девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, это форма утверждения себя среди таких же обездоленных или среди чужих, которые оцениваются как "они".

Дети вырастают быстро. И свою эмоциональную неудовлетворенность, о которой я вам говорила, лимит положительных эмоций они компенсируют по типу закрытых учреждений, как это происходит везде, во всем мире. Маленькие дети занимаются онанизмом и испытывают эмоции, которые не являются духовными эмоциями. Позже подростки вступают в половые контакты со сверстниками или за пределами детского дома. Сейчас в больших городах развивается детская проституция. Поставщиками, к сожалению, нередко бывают учреждения интернатного типа. Это очень серьезная проблема.

Еще одно звено самосознания — звено психологического времени личности. Психологическое время личности — способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем — важнейшее позитивное образование развивающейся личности, обеспечивающее ее полноценное существование. Человек не может нормально существовать, развиваться, если у него нет личного прошлого, настоящего и будущего. Высокоразвитая личность в свое личное прошлое, настоящее и будущее включает и историческое прошлое своего народа, и будущее своего отечества. Человек как бы вбирает это в себя помимо своей индивидуальной судьбы и индивидуальной жизни.