Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 25

биологической, социальной, психологической.

Я умышленно выделяю эти особенности, потому что о них говорится меньше всего, о них как-то забывается, они прячутся за довольно гротескными группами проявлений подростков, которые мы считаем основными причинами их дивиантного поведения. На самом же деле ведущую роль играют особенности, о которых я сейчас веду речь.

Далее — это сниженный уровень развития интеллекта, воли, эмоциональной регуляции, субъективности, чувства собственного достоинства, уверенности в собственной состоятельности. Отсюда нестабильность, дезориентация, дезадаптация.

Наконец, это несформированность структурных механизмов, регулирующих поведение: это лобная доля, это моторная зона, это нравственно-этические меры сознания, это неприученность к целесообразному, нравосообразному поведению, значение индивидуальный и общественный.

Не случайно говорят, что если подростка в раннем детстве не приучить к выполнению основных требований, основных правил поведения, то в будущем вырастет гражданин, который не будет достаточно понимать, что такое закон и почему его нужно выполнять. То есть правопослушность как основная черта гражданина любого общества формируется в раннем детском возрасте.

К этим особенностям относятся особенности, связанные с предрасположенностью к дезадаптивному поведению. Это прежде всего синдром тревожного ожидания, страх, неуверенность в себе, порождаемые систематическими учебными неуспехами, довольно низким социальным статусом в группе сверстников, вытекающая отсюда конфликтность, агрессивность двойной локус контроля, когда все, что плохо, что неправильно, что отрицательно действует на окружающих. Это повышенный конформизм, сниженная самокритичность, эгоизм, эгоцентризм.

И последняя группа особенностей — это биологическая неполноценность, отклонения в состоянии психического и физического здоровья, это и задержки, деформация, акцентуации характера, психическая и социальная депривация, социально-педагогическая запущенность.

Видите, какой это большой комплекс, который обусловливает отклонения поведения и присущ в основном подростковому возрасту. Именно в подростковом возрасте он проявляется наиболее ярко.

В связи с этим возникает вопрос, как бороться с этими явлениями? Вообще термин "борьба" применительно к предупреждению и преодолению отклонений в поведении подростков мало подходит. Обычно эта борьба всегда начинает ориентироваться на личность самого подростка. Между тем и педагогически, и психологически было бы более правильно рассматривать в качестве основного объекта этой борьбы те причины, которые вызывают аномалии в поведении и развитии подростков.

Среди этих причин хотелось бы назвать следующие: крайне незначительный духовный компонент образования личности при возросшей социальной требовательности к духовности человека, в связи с обострением борьбы добра и зла, с необходимостью их различения. Духовный компонент образования у нас крайне низко выражен. Я не знаю, с чем это связано. То ли плохая традиция, то ли это какая-то глубокая ошибка при составлении программ общеобразовательной школы, то ли еще что-то — мне трудно об этом судить, но корни, причины этого явления, конечно, есть. Далее, это технократический характер образования подрастающего поколения, его ориентация на материально-потребительские сферы жизни. Я имею в виду и материальное производство в том числе. И очень низкая ориентация на духовные ценности культуры прежде всего.

Далее, это дефицит уважения к ребенку, его личности, его индивидуальности, игнорирование прав на индивидуальное свободное развитие в том числе. Это господство авторитарно-принудительной тенденции воспитания и обучения детей, в управлении их поведением и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе, и во внешкольных учреждениях. Это традиция, это привычка, мы рассматриваем ее как естественное право, вытекающее из нашего права взрослого повелевать поведением и жизнью ребенка вообще. Это незащищенность детей от деструктивных влияний среды, общества, родителей, воспитателей, и отсюда страх, неуверенность в себе, разлагающие психику, его духовные компоненты в первую очередь.