Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 43

Участники секции отметили, что серьезным препятствием в полноценном школьном развитии детей с аномалиями является отсутствие налаженной педагогической работы с ребенком в дошкольный период, не существует системы работы с такими детьми в семье. На секции было подчеркнуто, что сегодня должна возрасти роль общества наряду с государством в создании условий для развития детей с аномалиями; необходимо дать этим детям возможность реализовать их гражданские права: равенство прав перед другими людьми независимо от возможностей и способностей, свободного развития личности, для чего необходимо адаптировать систему образования к особенностям развития детей. В связи с этим были затронуты целевые установки и содержание ПМПК, изменения направленности их деятельности от диагностики для помещения ребенка в спецшколу к диагностике развития ребенка для определения условий его дальнейшего обучения, составления программ развития, обучающих программ.

Обсуждались вопросы, связанные с подготовкой детей к жизни, их социальной адаптации, трудоустройства. Ребенок многому научается в школе, но закончив ее, он попадает в сложнейшую жизненную ситуацию. Устроиться на работу сложно, поэтому для них очень важно — продолжать образование. Дать глубокие и прочные знания этим детям — одна из основных задач наших специальных школ.

2 секция: "Проблемы социальной адаптации и духовного развития воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей" — Руководители Сидорова Л. К., Начальник отдела детских домов и школ-интернатов Министерства образования РФ и Иванова Н. П., зав. лабораторией проблем социального сиротства НИИ детства.

На фоне нарастания социальной напряженности увеличивается количество детей, лишившихся попечения родителей, а значит нуждающихся в устройстве, в государственном попечении. Несмотря на то, что сегодня уже признан приоритет устройства осиротевшего ребенка в семью, на практике происходит обратное: если в 1990-1991 гг. в интернатные учреждения помещалось 15% детей, лишившихся попечения родителей, то в 1993 г. таких детей уже 50% по некоторым регионам. По России в среднем их около 35%.

С особым вниманием было выслушано выступление И.В. Дубровиной. Она охарактеризовала особенности психического развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и обосновала формы и методы работы с ними, чтобы ослабить, уменьшить последствия социальной депривации. Если сегодня воспитанников интернатных учреждений около 600 тыс., то через 5-7 лет именно они будут составлять довольно большую часть нашего общества, от них будет зависеть будущее нашей страны.

Анализ изменений, происходящих в учреждениях для сирот, был сделан во многих выступлениях. Л.К. Сидорова подчеркнула, что идет разукрупнение групп, переход на содержание детей по семейному типу, возникновение новых чипов учреждений: домов детства, где наряду со здоровыми детьми живут дети с отклонениями в развитии, разного возраста — от рождения и до 18 лет.

Однако, несмотря на происходящие изменения вопросы социальной адаптации остаются очень острыми. И причина неудач в жизненном устройстве выпускников не только в отсутствии жилья, работы, семейного окружения (несомненно, что это важнейшие вещи), но и неумение самого подростка организовать свой быт, позаботиться о здоровье, свободном времени и т.д. В связи с этим, в центре внимания участников секции были проблемы психического развития личности ребенка, возможности ведущей деятельности в этом процессе, роль зоны ближайшего развития для эффективного воспитания детей в интернатных учреждениях (И. В. Дубровина).

Для развития личности ребенка большое значение имеет уровень самосознания ребенка. Одним из показателей уровня самосознания является его реакция на отрицательную оценку его личности. Дети из интернатных учреждений проявляют пассивность, не умеют преодолеть ситуацию фрустрации, и когда их оценивают отрицательно, то вместо того, чтобы преодолеть эту ситуацию, они пассивно ее принимают (Хвостов А.А.).