Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (Материалы российско-американской научно-практической конференции), страница 35

Директор должен владеть и устной, и письменной речью. Также он должен оценивать таланты и способности тех людей, с которыми ему приходится работать. Если он действительно сможет оценить способности учителей или способности тех людей, с которыми он работает, эти люди будут задействованы в той работе, которую он проводит. Также это поднимает моральный уровень сотрудников, которые работают с ним.

Теперь я хотел бы поговорить о задачах директора. У директора есть две главные обязанности — управление школой, и он дает инструкции подчиненным. И таким образом, оценивая правильно эти задачи, мы можем сказать, что директор становится тем самым человеком, с помощью которого развивается школа. Главная его роль — это роль инструктора. Во-первых, он должен уметь отбирать людей, с которыми ему приходится работать, персонал, он должен сам устанавливать определенный порядок в школе, он сам составляет расписание занятий, также он должен уметь общаться с людьми и должен уметь оценивать способности учителей.

Я уже упомянул, что одна из главных задач, которую предстоит решить директору, это выбор персонала, выбор сотрудников. Он должен сам найти себе ассистента, заместителя, который будет помогать ему в работе. Это должен быть человек, у которого схожее мировоззрение и взгляды на образование. И опять-таки количество ассистентов зависит от количества учащихся, которые ходят в школу, у вас может быть один ассистент, может быть четыре.

Также директор должен определить те сферы, в которых будет работать его ассистент. Прежде всего — это бюджет, дисциплинарные установки и также различные задания. Эти задания могут отличаться, потому что в разных школах свои правила.

Я предпочитаю сам разговаривать со всеми учителями, которые приходят наниматься на работу. Некоторые директора просто говорят, что ему нужен учитель, который будет преподавать в б–м классе, и департамент образования назначает этого человека на работу.

У меня есть некоторые особенности, я уверен, что у любого учителя они тоже есть, поэтому я хотел бы узнать учителя прежде чем он будет работать в моей школе.

Теперь вопрос организации. Мне кажется, что маленькие дети должны проводить все свое время с одним учителем. Например, с пятилетними детьми могут заниматься молодые учителя, начиная с 18-ти лет. С шести–семилетними детьми 20-ти или 22-летние учителя. И в процессе роста ребенка увеличивается количество учителей.

Также я думаю, что директор должен очень внимательно относиться ко всем тем новым идеям, которые выдвигаются. Для меня самым важным является качество инструкций, которые отдаются ученикам.

Также я думаю, что директор должен появляться в классах. Частое общение с учителями и учениками помогает ему быть в курсе всех дел, и таким образом он узнает о том прогрессе, который происходит в процессе образования.

Также мне кажется, что очень важно иметь библиотеку. Это очень важная часть любой программы.

Директору необходимо непосредственно работать с библиотекарем для того, чтобы не возникало никаких недоразумений и для того, чтобы было ясно, что эти книги принадлежат не библиотекарю, а всем учащимся школы.

И мне кажется, что эта схема может быть использована всеми директорами, учителями, учащимися и различными комитетами.

Эффективная оценка работы учителей может быть сделана только посредством визитов и посещения классов. Директор может присутствовать на уроке и обращать внимание на то, действительно ли происходит образовательный процесс, учатся ли учащиеся, рады ли они, нравится ли им то, чем они занимаются, создается ли жизнерадостная обстановка, соответствует ли задание той цели, которую ставит перед ними учитель, предоставляется ли ученикам возможность работать индивидуально, по группам или в качестве части класса, проявляет ли учитель живой интерес к своей работе и к ученикам, помогает ли работа учителя развить свои способности, проявить и улучшить свое поведение, решить какие-то проблемы и воспитать в себе какие-то моральные, нравственные качества? И если директор присутствовал на уроке, все видел своими глазами, слышал все комментарии, имел возможность обговорить и обсудить все с учителем, — у него не будет проблем с таким учителем. И оценка работы учителя должна производиться не как оценка одного человека другим человеком.