Помимо того, что американцы являются постоянными мигрантами внутри своей страны, около миллиона с половиной наших сограждан живут за рубежом. Это число возрастает с каждым годом. Беспокойство, которое охватывает Джоунса, когда он встречает незнакомца или попадает в незнакомую обстановку, кажутся пустяковыми по сравнению с теми переживаниями, которые испытывают наши сограждане, оказываясь за границей. Сначала все в городах выглядит похожим на их страну. Здесь есть такси, гостиницы с горячей и холодной водой, неоновая реклама, даже высотные дома с лифтами. Здесь можно встретить людей, говорящих по-английски. Но очень скоро американец обнаруживает, что под знакомой внешней оболочкой скрываются огромные различия. Когда кто-то говорит «да», это может совсем не означать «да», а когда люди улыбаются, это отнюдь не означает, что они довольны. Когда американец делает жест помощи, его могут с негодованием оттолкнуть. Когда он пытается проявить дружелюбие, его не понимают. Местные жители дают обещания и не выполняют их. Чем больше он находится в стране пребывания, тем более загадочной она выглядит, пока он, наконец, не начинает искать в выражении лиц людей, их телодвижениях, их поведении признаков, позволяющих ему понять, подтверждают ли они то, что говорят ртом, или отрицают сказанное. Они понимают, что даже Шерлок Холмс оказался бы беспомощным в столь необычной стране, как Япония, и только японский Шерлок Холмс смог бы справиться с такой ролью.
К этому времени американец, находящийся за границей, может или лопнуть от изнеможения, или попытаться изолироваться от окружающей его чужой жизни. В то же время он может призадуматься над тем, что ему делать, чтобы кончить играть главную роль в беспрестанной комедии ошибок. Если у него душа добрая и милосердная, то он может помочь вновь прибывшему соотечественнику советом, как избежать ошибок. Это может стать началом его понимания иной культуры и привести его к систематическому изучению этой культуры.
Изучая вопрос о том, в чем одна культура отличается от другой и как обнаружить сходство и разницу между культурами, я пришел к выводу, что основой каждой культуры является так называемая «инфра-культура» -- поведение, которое предшествует культуре и лишь впоследствии преобразуется в культуру. Существует неразрывная связь между далеким прошлым и настоящим, а корни культуры ведут к биологическому прошлому человека. Отношение человека к территории является примером инфракультурной активности.
Углубляясь в инфра-культуру, можно показать те причины, которые в разные времена легли в основу человеческого поведения по мере его эволюции. Мы с Трейгером пришли к выводу, что число таких основ невелико и, возможно, на этих основах развились различные виды деятельности, хотя, судя по их внешним проявлениям, может показаться, что они не имеют ничего общего друге другом.
Так как культура усваивается в ходе обучения, очевидно, что можно научиться преподавать культуру. Однако в прошлом человечество не добилось успеха в этом, за исключением создания эффективных систем преподавания языков. Поскольку язык является одной из важнейших нитей, связывающих нашу культуру, успехи лингвистов заставили нас присмотреться к тому, каким образом они добились своих успехов. Наши наблюдения помогли нам выработать критерии для других систем культуры. Мы сочли, что каждая культурная система должна обладать следующими свойствами:
А. Она должна иметь основу в биологической активности, которая характерна для других форм жизни.
Б. Она должна быть построена таким образом, что ее отдельные компоненты образуют более сложные. Ее можно анализировать на основе собственных понятий, без относительно других систем.
В. Она должна быть построена таким образом, чтобы отражать остальные системы культуры и сама бы отражалась в каждой из этих систем.
Мы выделили десять отдельных культурных систем, существующих в различных сферах жизнедеятельности человека:
i)взаимодействие с окружающей средой;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.