Как понять иностранца без слов, страница 12

Отношение к пространству проникает во все другие культурные системы. Например, о положении человека в обществе можно судить по месту, которое он занимает за столом во время официальных событий. Увеличение в расстоянии меняет громкость сказанного от шепота до крика. Существуют места для работы, для игры, для учебы.

6.   Отношение ко времени, Как я уже указывал раньше, отношение ко времени настолько затрагивает все стороны шпат, что его трудно игнорировать. Жизнь состоит из циклов и ритмов. Некоторые из них непосредственно связаны с природой, например, ритмы дыхания, сердцебиения и т.д. Существующая в обществе практика разделения людей на возрастные группы представляет собой сочетание различных культурных систем: отношение ко времени и общественная организация. В различных культурах существует разное время для приема еды и разные скорости человеческой речи.

7, Учеба, Учеба стала важным фактором приспособляемости организмов к выживанию, когда возник первый теплокровный млекопитающийся. Эффект от учебы намного усилился после появления языка. Олененок может научиться от своей матери тому, что люди с ружьями представляют опасность, почуяв реакцию своей матери, когда она видит таких людей или слышит их приближение. Но до появления человека с ружьем олененок никак не может узнать заранее, что он представляет опасность.

Однако существуют не только отличия между тем, как обучаются люди и животные, но и как обучаются различные люди. Дело в том, что в разных культурах люди обучаются учиться по-разному. В некоторых культурах учат, полагаясь на память и зубрежку без какой либо связи с «логикой», как мы ее понимаем. Другие приучаются осваивать новые знания на наглядных примерах, при этом ученик не должен ничего делать во время «учебы». А вот в американской культуре главное внимание уделяется активности самого ученика. Японские же учителя даже водят руку ученика во время урока, в то время как нашим учителям запрещается даже дотрагиваться до учеников.

Каждый человек, направляющийся за границу, должен познакомиться и освоить методику обучения, особенно если ему придется выступать или вести учебные программы перед местным населением. Для обычного человека, воспитанного в представлениях одной культуры, кажется совершенно немыслимым, что подобное возможно. Однако без этого совершенно невозможно найти путь к сознанию людей иной культуры.

Знакомство с иными способами учебы важно не только для общения с иностранцами. В течение долгого времени американцы предполагали, что их система образования представляет собой высшую ступень в развитии педагогики и что все другие образовательные системы отстали от нашей. Мы свысока смотрели даже на сложные и эффективные методы японского образования. Очевидно, что мы проявляли такую беспечность и самоуверенность из-за той слепоты, которая является продуктом нашей культуры. Никаких оснований для самоуспокоенности у нас нет. Для этого можно взглянуть не только на других, но и на самих себя. То обстоятельство, что многие из наших детей не любят школу и покидают ее необученными, показывает, что нам еще предстоит научиться тому, как учить наших детей.

По мере того как дети растут и учатся, любой родитель начинает размышлять, о жизненно важной роли образования в культуре и даже в процессе выживания. Любой ребенок сразу после своего рождения и до четырех-пяти лет усваивает знания обо всем, что его окружает, с такой скоростью, которую он уже никогда не сможет достичь ‘в течение остальной жизни. От шести до десяти лет ребенок еще может развиваться достаточно быстро, если ему только не мешают.

Однако школы не являются единственными, кто отвечает за образование. Родители и другие люди, окружающие ребенка, также играют большую роль в этом процессе. Пройдя определенную школу обучения, взрослые могут передавать своим детям свои предрассудки прямым и косвенным путем. Вот типичный пример такого рода.