Как понять иностранца без слов, страница 37

Если к свиданиям, назначаемым на ближайшее будущее, относятся с барской небрежностью, то прошлое в Иране окружено огромным уважением. Люди с благоговением говорят о происшедших чудесах и величии персидской культуры. Будущее же, как кажется, не имеет реальности и определенности. Известны случаи, когда бизнесмены вкладывали сотни тысяч долларов в строительство различных заводов, не подготовив никаких планов по их использованию. Было закуплено и доставлено в Тегеран полное оборудование для целой текстильной фабрики, прежде чем покупатель обзавелся достаточным количеством средств для того, чтобы построить эту фабрику, закупить сырье и обучить рабочих. Когда американские техники прибывали в Иран для оказания помощи, они сталкивались с почти полным отсутствием планирования.

Переехав из Ирана в Афганистан, вы еще дальше отдалитесь от американских представлений о времени.  Несколько лет назад в Кабуле появился человек, который искал своего брата. Он спрашивал всех торговцев на базаре, не видели ли они его брата, и просил их передать его брату, если тот появится и пожелает увидеться с ним, где его можно найти. Через год этот человек вернулся, вновь пришел на базар, и снова расспрашивал всех торговцев о своем брате, и передавал им сообщения для него. Один из работников американского посольства услыхал об этом человеке и спросил, нашел ли он своего брата. Оказалось, что два брата договорились встретиться в Кабуле, но они не назначили точно год встречи.

Эти истории о том, как люди обращаются со временем, кажутся нам странными, но не менее странными выглядят наши способы обращения со временем, сложившиеся в нашей культурной среде.

ГЛАВА6 ВРЕМЯ С АМЕРИКАНСКИМ АКЦЕНТОМ

Знание собственной культуры жизненно необходимо каждому человеку в каждодневных ситуациях. В нашей американской культуре одним из важнейших признаков приобщенности к культурной традиции является отношение ко времени- Допустим, сын заставил отца ждать целый час. В результате у отца подскочила давление.  Если бы и отец, и сын хорошо осознавали бы культурные основы поведения, то можно было бы избежать того скандала, который последовал. Оба бы только выиграли, если бы отец смог бы объяснить сыну: «Послушай. Если ты хочешь заставить меня ждать, то это твое дело, но учти, что по правилам нашей культуры заставить кого-либо ждать—это нанести человеку самое сильное оскорбление. Поэтому следующий раз, если ты кого-нибудь заставишь ждать, то не удивляйся, если с тобой будут вести себя так, как если бы ты дал им пощечину».

Один из видных педагогов США утверждал, что среднему американскому ребенку требуется прожить не менее двенадцати лет, прежде чем он научится обращаться со временем. Возможно, что это утверждение преувеличено. К этому времени дети уже обычно знают нашу систему обращения со временем. Однако не исключено, что ученый прав, и до достижения этого возраста для многих детей господствующее отношение ко времени еще не настолько вошло у них вглубь, чтобы они замечали отдельные детали и эмоциональные оттенки нашей системы времени.

Почему ребенку требуется так много лет, чтобы освоить время? Ответ не так прост. Как только начинаешь заниматься этим вопросом, то обнаруживаешь столько сложностей, что приходит мысль о том, как вообще удается людям научиться обращаться со временем.

Существует три способа оценивать время—формальный, неформальный, технический. Например, год с формальной точки зрения—это 365 дней или 366 дней Для високосного года. Год—это также 12 месяцев или 52 недели.

Воспринимая же год неформально, мы можем сказать: «Потребуются годы, чтобы сделать это». Вам надо быть на этом месте, знать человека, который так сказал, и правильно оценить контекст ситуации, для того чтобы представить себе, что означало «годы» в данном случае.  Возможно, речь шла о нескольких минутах, неделях, а может быть, и действительно о годах.