Однако результаты полевых исследований антропологов, как и их прикладных работ, не были растрачены впустую. Этот богатый опыт научил нас, по крайней мере, одному: культура—это не Просто обычай, который можно надеть или сменить, как костюм. Люди, которым мы давали советы, натыкались на невидимый барьер, и они не знали, что он из себя представляет. Мы знали, что они имеют дело с совершенно иным способом организации жизни, мышления, восприятия основополагающих принципов относительно семьи и государства, экономической деятельности и человека как такового. Самая большая трудность состояла в том, чтобы убедить людей в этом. Когда мы пытались объяснить им суть проблемы, наши доводы казались нелепыми. Мы либо погрязали в научной терминологии и технических деталях, либо сводили анализ к анекдотическим рассказам.
Помимо проблем с обывателями, которым были безразличны любые определения «культуры», у нас хватало методологических трудностей в нашей исследовательской работе. Самой острой проблемой явилось обеспечение последовательности при сборе основной информации. Исследователи записывали свои интерпретации бесед с представителями изучаемых культур, но если кто-либо другой посещал ту же самую группу и беседовал с ее представителями, этот человек совершенно по-иному относился к полученной информации. Не было решительно никаких возможностей после сбора данных их проверить, не существовало метода, с помощью которого можно было бы сравнить явления культуры А с культурой Б, кроме попытки их описать и сказать, чем они отличаются друг от друга. Было крайне трудно, а то и просто невозможно, выяснить, в чем состояло отличие одной культуры от другой, ученые лишь констатировали, что одни люди пасли овец, а другие занимались сбором трав, что одни охотились, а другие сажали растения, что люди молились разным богам и организовывали общество по-разному. Антрополог знал, что за этими внешними признаками стояли более глубокие и важные причины, разделявшие культуры, но он понимал, что чиновники, которым он давал советы, предпочитали их игнорировать. Не желая разбираться в этих различиях, эти доброжелательные джентльмены стояли на наивной эволюцион-ной точке зрения, что большинство иностранцев являются «слаборазвитыми» американцами.
Сейчас, когда население так называемых «слаборазвитых» стран выступает против вводимых американцами методов здравоохранения или ведения сельского хозяйства, его просто объявляют отсталым и упрямым. Или же заявляют, что народ находится под властью амбициозных лидеров* которые не думают о благосостоянии своих сограждан. Руководителей этих стран обвиняют в том, что они подталкивают свои народы к сопротивлению нововведениям, боясь ослабления своего экономического господства.
К сожалению, иногда дело обстоит именно так, и эти объяснения служат удобным предлогом для того, чтобы оправдать неудачи США в осуществлении политики технической и военной помощи или деятельности на дипломатическом фронте. На самом же деле большинство наших трудностей вызваны нашим невежеством. Честные и искренние люди, работающие на международном поприще, не понимают, что культура оказывает мощное и постоянное воздействие на поведение людей. Это воздействие осуществляется по многим каналам и зачастую вне сознательного контроля со стороны человека. Когда антрополог обращает внимание на это обстоятельство, его доводы, как правило, игнорируют, так как они бросают вызов основным представлениям американцев о себе и других иностранцах. Антрополог, возможно, заставляет людей разглядывать предметы, которые они не хотят замечать.
Более того, как я уже указывал выше, декларации антрополога, обращенные к неспециалисту, который пожелал бы использовать его познания, были лишены конкретности. Нельзя было обучиться чужой культуре так же, как и языку. До сих пор никто не смог обнаружить элементарные частицы культуры. Общепринятой теории культуры не существует, а поэтому исследователь А не может проверить результаты исследователя Б. Даже в одном самом последнем и крупном исследовании А.Л. Крюбера и Клайда Клакхона, в котором рассмотрены различные концепции и теории культуры, в качестве одного из основных способов приобщения к культурным ценностям другого народа предлагается «сопереживание».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.