Как понять иностранца без слов, страница 26

За городом мы можем сказать: «Как только вы выедете из поселка, проедете десять миль к запалу по Магистрали 66. Тут вы увидите первую асфальтированную дорогу, которая поворачивает на север. Проедете семь миль. Увидите вторую ферму слева. Вы не сможете проскочить мимо».

Наше представление о пространстве заставляет нас постоянно ориентироваться на края предметов. Если такого края нет, то мы создаем искусственные линии (пять миль к западу и две мили к северу). Мы рассматриваем пространство через систему координат.  Японцы же и многие другие народы, напротив, оперируют площадями. Они выделяют «пространства» и проводят различия между одним пространством и другим или же частями пространства. Для нас пространство пусто.  В него’ попадаешь, лишь добившись пересечения его линиями.

Такое техническое восприятие пространства, возможно, стало результатом нашего неформального отношения к положению и месту в порядке. Мы настолько возвели в культ ценность порядкового места в любой сфере нашей жизни, что даже четырехлетние дети прекрасно осознают его значение и готовы драться друг с другом за обладание первого места.

В то же время американский стиль жизни подчеркивает важность .равенства и стандартизации отрезков, которые используются для измерения пространства или частей пространства вне зависимости от того, чем является этот отрезок—линейкой или организационной единицей в пригородном поселении. Мы хотим, чтобы наши составные части были равными и стандартными.  Американские кварталы в разных городах страны имеют почти равные размеры, в то время как во многих других частях мира городские кварталы не являются равными ДРУГ Дру1Т. Не случайно массовое производство, которое стало возможным благодаря стандартизации, имело свою родину в Соединенных Штатах. Говорят, что и для стандартизации, и для массового производства существовали веские технологические основания. Однако анализ истории автомобильного производства показывает, что европейцы производили автомобили в прошлом (и весьма неплохого качества), в которых все цилиндры были разных размеров Разница в размерах была невелика: менее десятой доли миллиметра. Однако этого было Вполне достаточно, чтобы машина начинала греметь и расходовать слишком много бензина, если ее чинил американский механик, незнакомый с тем, что в Европе не производили стандартных цилиндров.

Страсть к единообразию широко распространена и в Японии. Однако она имеет там иную природу. Все коврики, плетенные из соломы штатами), которые лежат на полу во всех японских домах, все окна, все двери, все панели имеют одинаковые размеры для данного района.  Когда в японских газетах публикуют объявления о продаже домов или сдаче их в аренду, их размеры указывают в количестве татами данного района.

КАК ГОВОРИТ ПРОСТРАНСТВО

Пространственные изменения меняют тональность сообщения, придают ему иной акцент. Изменения в расстоянии между людьми, которые взаимодействуют друг с другом, являются неразрывной частью коммуникационной связи. Соблюдение необходимого расстояния между людьми во время их разговора показывает важность пространственного фактора. Если человек слишком близко подходит к своему собеседнику, реакция того быстра и немедленна: он отстраняется. Если он снова приближается, тот отстраняется снова. Однажды я наблюдал, как один американец отступал под натиском иностранца через весь длинный коридор. Подобные сцены повторялись в разных концах планеты тысячи раз: один человек старается увеличить расстояние между собеседниками, чтобы почувствовать себя легче я свободнее, а другой старается уменьшить это расстояние по этой же причине. При этом оба собеседника не замечают, что происходит. Вот вам блестящая иллюстрацию того, как культура влияет на поведение людей.

Распознанию культурных отличий мешает одно обстоятельство: мы знаем, что люди, принадлежащие к нашей культуре, ведут себя «наступательно», когда они агрессивны, и отдаляются от нас, когда хотят проявить свою отстраненность от нас. По этой причине мы отождествляем иностранца со знакомым явлением. Аналогичным образом иностранец сопоставляет наши действия со своими представлениями о людях, нарушающих привычный кодекс поведения во время беседы.