До сих пор я говорил главным образом о проблемах, которые возникли в связи с попытками обучить других людей тому, как следует применять знания об антропологии в отношениях с другими странами и народами. Я также подчеркивал необходимость более систематического изучения местной культуры нашими гражданами, которые работают за границей. Однако средний чита-тель, который не жил за границей и для которого дипломатическая служба и оказание помощи другим странам мира являются делами далекими от его непосредственных интересов, может задать вопрос: «А какое до всего этого мне дело?» Однако автор убежден, что «все это» касается каждого из нас самым непосредственным образом. Дело не только в том, что современная жизнь постоянно приводит нас в соприкосновение с проявлениями самых разных культур, что ежедневно мы, ‘особенно жители крупных городов, постоянно общаемся с представителями самых разных народов. Культура— это не просто понятие, используемое избранной группой антропологов, осуществляющих экзотические исследования на островах южной части Тихого океана. Культура постоянно определяет характер нашей жизни. Она является той формой, благодаря которой мы все сложились, и она определяет нашу каждодневную жизнь через множество каналов. Говоря о культуре, я буду описывать те стороны поведения человека, которые он принимает как должное, то, о чем он не задумывается, так как он считает это «общечеловеческим» или же, напротив, «аномальным».
Культура скрывает гораздо больше, чем раскрывает. Странным образом то, что ей удается скрыть, она наиболее эффективным образом прячет от самих носителей этой культуры. Годы исследований убедили меня в том, что гораздо более важной задачей является не понимание чужой культуры, а разгадка своей собственной. Я также убежден в том, что при всем старании можно добиться лишь приблизительного понимания чужой культуры. Конечной же целью такого исследования является осознание того, как работает наша собственная система. Наиболее основательной причиной для того, чтобы начать изучение зарубежной жизни, может стать желание открыть источник жизненной силы, наполнить свою собственную жизнь живым интересом и сознательным отношением к ней. Такое становится возможным, когда вы знакомитесь с чужой культурой, особенно если она резко отличается от вашей.
Познание своей культуры—это гигантское предприятие для любого человека. К двадцати пяти—тридцати годам мы уже закончили учебу, женились (вышли замуж), научились, как жить вместе с другим человеческим существом, освоили профессию, стали свидетелями чуда рождения человеческой жизни, и под вашим руководством новое человеческое существо стало делать первые шаги. Неожиданно оказалось, что вам больше не надо учиться. Жизнь стабилизировалась и потекла по определенному руслу.
Однако необыкновенные возможности человеческого мозга одарили его стремлением и способностью к усвоению знаний. Это стремление и эта способность не уступают по своей силе стремлению к .еде и сексу. Это означает, что, когда человек средних лет прекращает учебу, он остается с огромным потенциалом незадействованных стремлений и способностей. Если он попадает в иную культурную среду, процесс обучения часто возобновляется. Для большинства американцев, которые остаются привязанными к своему дому на всю жизнь, это становится невозможным. Для того чтобы предотвратить атрофию интеллектуальных способностей, человек должен начать узнавать про те области своей собственной культуры, о которых он и не подозревал. Он может исследовать новые просторы.
Хотя мне принадлежит авторство в создании термина «проксемика», исследования о личном и общественном пространстве и восприятии его человеком (что и подразумевается этим понятием) были предприняты еще в начале века. Эти исследовании органически вытекали из выводов, сделанных антропологом Францем Боасем, сумевшим доказать взаимосвязь между языком и культурой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.