Как понять иностранца без слов, страница 57

Как только я это осознал, многое в арабском поведении, которое казалось странным, раздражающим, а временами пугающим, стало мне гораздо более понятным. Я понял, например, что если лицо А стоит на углу улицы, а лица Б желает стоять там же, то у Б есть полное право создать для А столь неприятные условия, чтобы тот вдвинулся с места. В Бейруте только очень упорные остаются сидеть  на последнем ряду в кинотеатре потому, что очень много стоящих люден, которые хотят сесть, толкаются, пихаются и создают такие трудности, что большинство .людей сдаются и уходят из зала. С этой точки зрения араб, который «вторгся» в мое пространство в вестибюле отеля, возможно, выбрал это место по той же причине, что и я: спуда можно было хорошо наблюдать за двумя дверьми и лифтом. Когда я стал проявлять свое раздражение, это лишь вдохновило его.  Он подумал, что я собираюсь покинуть стратегически удобное место.

Другим постоянным источником молчаливого соперничества между американцами и арабами является сфера, в которой американцы ведут себя довольно неформально. Речь пойдет о поведении на дорогах. В целом мы в Соединенных Штатах исходим из того, что дорогу стоит уступать движущемуся средству, которое является большим по размерам, более мощным, более быстрым и более тяжело загруженным. Хотя пешеход, идущий по дороге, не испытает большой радости, но он не сочтет необычным уступить путь для более быстро двигающегося автомобиля. Он знает, что, если он движется, из этого вовсе не следует, что он имеет право на пространство вокруг себя, которым бы он обладал, если бы стоял на месте. (Как было со мной в том случае, когда я стоял в вестибюле отеля.) Видимо, нечто обратное справедливо в отношении арабов, которые завладевают пространством по мере того, как они двигаются, и тем пространством, в которое они перемещаются. Если кто-нибудь вступит в пространство, в которое входит и араб, то эти действия араб воспримет как нарушение его прав. Араб приходит в ярость, когда кто-нибудь обгоняет его машину на автомагистрали.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УЕДИНЕНИИ

Вышеприведенный пример и многие подобные ему приводят к мысли, что имеющийся у арабов набор представлений о теле и тех правах, которые ему принадлежат, прямо противоположны западным. Разумеется, привычки арабов толкать и пихать людей в общественных местах, щупать и Щипать женщин во время общественных собраний не могут быть терпимы западными людьми. Мне стало казаться, что у арабов вообще нет представления о личной зоне за пределами тела. Так и оказалось.

В западном мире понятие «личность» подразумевает человека, находящегося в пределах своей кожи. В Северной Европе кожа и даже одежда человека считаются неприкосновенными. Чтобы дотронуться до человека нужно получить разрешение. Это правило распространяется и на ряд районов Франции, в которых простое прикосновение к другому человеку во время ссоры определяется нормами права как нападение. Для араба размещение личности относительно его тела является иным. Личность существует где-то внутри тела. Эта личность не является совершенно спрятанной от мира потому, что до нее очень легко можно добраться с помощью оскорбления. Личность защищена от прикосновения, но не от слов. Несовпадение границ тела и личности может объяснить, почему публичная ампутация руки у вора до сих пор является обычным наказанием в Саудовской Аравии.  Вероятно, по этой же причине арабский хозяин, живущий в современной квартире, может предоставить своему слуге жилье в кабине, объем которой составляет 1,6 х 3 х 1,2 метра. В этой кабине делают глазок для наблюдения за слугой, а затем подвешивают к потолку хозяйской квартиры, чтобы сэкономить ее площадь.