Итак, проксемические структуры сильно различаются друг от друга. Изучая их, можно обнаружить скрытые культурные рамки, которые формируют мир человечес-ких представлений. Разные представления о мире по-рождают разницу в отношении ко многим предметам.
Мы, американцы, очевидно, больше придаем значение содержанию, а не форме. По этой причине мы преуменьшаем значение культуры. Мы недооцениваем влияния формы здания на людей, живущих в нем, или воздействия перенаселенности на людей, или последствий того, что чувства людей формировались под воздействием определенной культуры. Самое главное, мы постоянно не принимали во внимание реального присутствия различных культур в наших национальных границах. Мы воспринимаем негров, индейцев, испано-американцев и пуэрториканцев, как упрямых, недоучившихся американцев. Вместо этого их следовало бы принять такими, какими они есть: членами особых этнических групп со своими специфическими культурами, своими системами общения, своими институтами и ценностями.
Потому что мы, американцы, заражены нигилистическими предрассудками в отношении культуры, мы верим лишь в поверхностные различия между народами мира. По этой причине мы не только игнорируем те богатства, которые можно получить, познавая других, номы очень медленно вносим поправки в наши действия, когда вследствие их начинают возникать трудности. Вместо того чтобы посмотреть, что мы делали не так, мы продолжаем делать то же самое, повторяя свои ошибки и получая совсем не те результаты, на которые мы рассчитывали.
Самая главная мысль книги состоит в следующем: как бы ни старался человек избавиться от своей культуры, он не может этого добиться потому, что она проникает в корни его нервной системы и определяет то, каким образом он воспринимает мир. Большая часть культуры остается скрытой за пределами сознательного контроля, составляя основу основ человеческого существования. Даже в том случае, когда небольшие частички культуры становятся частью сознательной жизни, их трудно изменить не потому, что они были прочувствованы и прожиты людьми, анатому что люди не могут действовать или взаимодействовать каким-либо осмысленным способом, кроме как через посредство культуры.
Человек и его творения—это одна взаимосвязанная система. Было бы величайшей ошибкой действовать так, как будто человек—это одно, а его дом или города, его технология и его язык это нечто совершенно другое. Мы должны быть очень внимательны к тому, что создаем, потому что существует тесная взаимосвязь между человеком и продуктами его труда. И если даже наши изделия подходят нам самим, мы должны убедиться в том, что они подходят другим людям. Отношение между человеком и продуктами его творчества, являющимися в то же время его придатками, -- это, по сути, развитие в иной, специфической форме, эволюционное приспособление организма к окружающей среде.
Однако появление у организма новых придатков приводит к резкому ускорению эволюции. В этих условиях развитие придатка может принять гипертрофированный характер, подчинить себе развитие человеческого общества. Именно в этом лежит глубинная причина многих кризисных явлений в нашем обществе. Кризисы международные, социальные, межэтнических отношений, системы образования взаимосвязаны и отражают игнорирование многих сторон и форм человеческой культуры.
Человек создал культуру не для того, чтобы навесить на себя ярмо, а для того, чтобы создать среду, в которой он мог бы жить, двигаться, дышать и развивать свои уникальные качества. Для того чтобы пользоваться культурой, он должен больше знать о ней во всем ее разнообразии.
Культура—это уникальная форма выражения людей разных национальностей, но эти и связующее звено между людьми. Мы сможем понять без слов немца и француза, японца и араба, индейца из племени навахо и жителя острова Трук, если мы поймем своеобразие их культур. Вместе с тем понимание чужой культуры поможет нам глубже понять свою культуру, а, значит, понять самих себя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.