Формально день начинается в двенадцать часов. Отдельные периоды дня разделяются едой, сном, пробуждением, и они, в первую очередь, осваиваются детьми. Телевидение помогает детям усвоить разницу между, допустим, пятью и шестью часами, так как в это время показывают их любимые телевизионные программы.
Неделя, как единица измерения времени, существовала еще в Древнем Египте. В англоговорящих странах принята и единица «две недели». Ее используют в качестве периода для заработной платы в государственных учреждениях. Ряд изданий имеют двухнедельную периодичность. Однако в целом от этой единицы измерения отказываются. Месяц как единица измерения активно используется в системе уплаты по счетам, в отчетности и при определении сроков тюремного заключения. Формальной и одновременно неформальной единицей времени является время года. В древности эту единицу использовали для выяснения, когда надо осуществлять сельскохозяйственные работы.
Все эти элементы формальной системы времени оказывают воздействие на сознание потому, что в соответствии с нашей культурой их воспринимают, как носителей целого ряда качеств, присущих времени. Я обращаю особое внимание на некоторые из них: упорядоченность, цикличность, ценность, ощутимая реальность, протяженность, синтезированность, глубина.
Неделя не является неделей просто потому, что в ней семь дней, а потому, что все дни стоят в твердом строю. Упорядоченность дней недели отражает порядок законов. Западная культура подчиняет восприятие мира последовательному порядку. Мы различаем совершенно одинаковые предметы лишь в зависимости от того порядка, в котором они стоят друг за другом. Шесть миллионов «фордов», выпущенных известным предприятием, становятся очередной вехой в длинном ряду автомашин. Первенец, первый президент страны, первое место, человек номер два в организации, студент, занявший десятое место среди тысячи, -- все они приобретают смысловое значение благодаря существующему порядку. Седьмой день недели отличается от первого, середина недели отличается от конца и так далее.
Цикличность времени воспринимается как должное. За одним днем идет следующий. То же самое происходите неделями, месяцами, годами, столетиями. Обычные циклы невелики: по шестьдесят для минуты и часа, семь для недели, двенадцать для года.
Ценность выражается в нашем отношении ко времени, как чему-то ценному, что нельзя транжирить.
Реальная ощутимость элементов времени выражается в том, что мы рассматриваем их как предметы потребления. Их можно купить, продать, сберечь, растранжирить, потерять, наверстать и измерить.
Для людей, воспитанных в европейской традиции, время—это нечто такое, что случилось между двумя точками. Убежденность в протяженности времени разделяют практически все в западном мире. Нам представляется невозможным организовать жизнь на основе иного восприятия времени и его элементов.
И, однако, одним из чудес человечества является то, что даже в поддержке этого, казалось бы, бесспорного .основополагающего принципа в мире нет единообразия. .Например, индейцы племени хопи не считают, что время обладает протяженностью. Для них время не может идти вне зависимости от конкретных предметов. Его нельзя измерить. Оно вообще не поддается количественным категориям.
Время для хопи, это когда начинает созревать кукуруза, или растет овца, или совершается иная последовательная смена событий. Время для них—это естественный процесс, который совершается, когда живые существа разыгрывают свою жизненную драму. Поэтому для каждого предмета существует свое время, которое можно изменить в зависимости от обстоятельств. Именно по этой причине дома хопи могут находиться в процессе строительства в течение многих лет. Вероятно, индейцам не приходит в голову, что они могут или должны закончить строительство в течение определенного периода времени, так как они не могут себе представить, что у строящихся домов может существовать своя система времени, подобная тем, что существует у кукурузы или овец.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.