9. Защита, Как для животного, так и для человека зашита является особой формой деятельности, имеющей огромное значение. Любой этолог приведет множество примеров защитных механизмов, которые существуют у животных. Опоссум притворяется мертвым. Хамелеон меняет свою окраску. Черепаха втягивается под свой панцирь. Скунс выпускает отвратительный запах и облако чернильной жидкости. Птицы летают группами, чтобы сбить с толку ястребов.
Человек развил свой защитный механизм не только в военной сфере, но также в религии, медицине, правовой системе. Он защищает себя не только от потенциально опасных сил природы, но и от человеческого общества. Более того, он вынужден сдерживать разрушительные силы, существующие внутри себя. Религия занимается тем, что пытается оградить человека от угроз, исходящих от природы и от самого человека. Были созданы различные правоохранительные органы для борьбы с правонарушителями, а целью армии применялись в борьбе против других сообществ людей. Медицина также защищает здоровье общества и отдельных граждан от болезней.
Роль каждого из этих средств защиты человека различна в разных культурах. С точки зрения индейцев наваха, медицина, развлечение, спорт, наука—это разновидности религиозных занятий. На Среднем Востоке роль ислама гораздо значительнее, чем роль христианства в Европе. Люди Запада с огромным трудом представляют себе степень проникновения религии во все стороны жизни в арабском мире. Одна культура отличается от другой не только содержанием религии, ее организацией, но и характером связей со всеми сторонами жизни.
Огромные различия между культурами существуют и в отношении медицины. Хотя западная медицина достигла знаменательных успехов, мы не должны закрывать глаза на тот потенциал в лечении и облегчении страданий человека, который накоплен в других культурах. Шаманы «Буду» из Гаити и племен наваха, китайское трава-лечение широко известны своими достижениями в лечении больных. Как и к религии, к медицине обращаются, когда все другие способы оказались безуспешными.
По-разному относятся к болезни представители различных культур. Как отмечала антрополог Маргарет МИД, американцы подспудно ощущают, что больной человек—это плохой человек, что ты сам виноват в своих болезнях. Индейцы наваха, напротив, редко винят себя в недугах; если человек болен, то, скорее всего, он невольно наступил на запретное место или кто-то сглазил его.
Как и медицина, которая является защитой от напастей болезни, военная система, которую создают люди, защищаясь от других людей, отражает черты их культуры. Во многих отношениях она также наполнена формальными ритуалами, как и религия. Формализм военной организации особенно ярко проявляется во время войны. Так, например, японская культурная система исключала возможность того, что японский солдат может быть взят в плен. В результате этого японская армия не давала своим солдатам никаких инструкций относительно того, как вести себя, оказавшись в плену. Это обстоятельство, Вовою очередь, приводило к тому, что у японских военнопленных совершенно отсутствовало представление о необходимости обеспечения секретности. Оказавшись в плену, японские солдаты все рассказывали во время допросов и охотно начинали сотрудничать с теми, кто взял их в плен. С точки зрения европейцев, японские солдаты вели себя как предатели.
Во время корейской войны 1950--1953 гг> американские военачальники предполагали, что их солдаты и без специальной подготовки будут вести себя должным образом, оказавшись в плену. Доклады о поведении американских солдат, оказавшихся в плену у северных корейцев, показывали, что американцы крайне уязвимы в психологическом отношении. Правило, гласившее: «Назовите им ваше имя, вашу фамилию, воинское звание, воинский номер, и ничего больше», не срабатывало. Многие американцы слишком много рассказывали. Слишком многие скончались в плену. Многие стали перебежчиками и не вернулись в США. Многие пытались бежать из плена, но были убиты во время погони, и почти никто не сумел вырваться из плена сам. Главная причина психологической нестойкости американцев состояла в том, что они действовали в соответствии с одним культурным стилем и были совершенно неподготовлены к воздействию северокорейского или китайского комму-нистического стиля. Большинство из них верило тому, что коммунисты будут с ними очень жестоко обращаться. Поэтому их сбивало с толку, когда порой с ними начинали обращаться «мягко». Небольшие поблажки со стороны северокорейцев или китайцев преувеличивались пленными из-за лишений лагерной жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.