По заданию Департамента локомотивного хозяйства МПС в Отраслевом центре внедрения новой техники и технологий МПС (ОЦВ) создается унифицированная кабина машиниста. В конструкции кабины и пульта управления объединены общей информационной шиной все современные приборы и системы, обеспечивающие безопасность движения, автоматизированное ведение, экономию энергоресурсов, диагностику технического состояния локомотива (электропоезда), регистрацию параметров движения и технического состояния.
Такое решение позволяет минимизировать количество органов индикации и управления, уменьшить нагрузку на машиниста и повысить, таким образом, уровень безопасности движения и комфорта. Дополнительное преимущество — сокращение количества выносных устройств, необходимых для функционирования систем (датчиков, коммутирующих устройств, блоков питания и т.д.), что позволяет уменьшить габариты и вес, стоимость и затраты на техническое обслуживание.
Новый пульт управления максимально унифицирован, т.е. его конструкция позволяет вписаться в различные типы тягового подвижного состава (ТПС) при минимальных перекомпоновках органов управления (ОУ) и средств отображения информации (СОИ) с сохранением основных принципов построения и приемов управления ТПС.
Пульт отвечает требованиям эргономики, т.е. обеспечивает необходимые углы обзора пути, контактного провода и полосы отвода, удобство управления в положениях сидя и стоя, естественную посадку и расположение рук и ног машиниста, свободное покидание рабочего места в аварийной ситуации.
В пульте исключены сильноточные коммутирующие устройства, что позволяет повысить помехозащищенность электронной аппаратуры, надежность системы управления. Органы управления тягой и торможением имеют дистанционное управление от унифицированной системы автоматизированного ведения поезда (УСАВП) и электронных приборов безопасности движения.
Предоставляемая машинисту информация в рабочем режиме ограничена минимально необходимым объемом с возможностью вывода дополнительных данных по запросу или автоматически при возникновении нештатных или аварийных ситуаций. Все необходимые ОУ и СОИ вписаны непосредственно в пульт управления. Их расположение и характеристики отвечают следующим требованиям:
- соблюдаются принципы функционального зонирования;
- СОИ дают достоверное и комфортное считывание информации в темное и светлое время суток при различных направлениях и уровнях внешней засветки кабины. Конструкция и расположение СОИ обеспечивают отсутствие бликов и посторонних отражений;
- современные средства отображения информации (графические дисплеи, цифрознаковые и линейчатые индикаторы и т.п.) скомбинированы с традиционно применяемыми на ТПС для обеспечения лучшей различаемости информации и быстрой приспособляемости машинистов к новой кабине;
- органы управления легкодоступны и распознаваемы.
Проведенные расчеты эргономических показателей кабины показывают, что данная конструкция может быть принята за базовую для грузовых электровозов ВЛ10, ВЛ80 (с кабинами модернизированными по проекту Р1000 и аналогичным). Пассажирских электровозов ЧС4, ЧС7, ЧС2 (с кабиной, модернизированной по проекту ПКТБЛ), электропоездов ЭР2 (начиная с № 1028). ЭР2Р, ЭР2Т, а также для всех электропоездов постройки ДМЗ, НЭВЗ и ТВЗ, грузовых тепловозов 2ТЭ10, пассажирских тепловозов ТЭП70 и др. Подгонка пульта по ширине при этом делается за счет изменения конфигурации рабочих мест помощника (без изменений габаритных размеров) и машиниста. Габаритные размеры пульта управления и приборных панелей обусловлены номенклатурой и габаритными размерами ОУ и СОУ, необходимых для управления поездом.
В конструкции кабины и пульта применена комбинированная система освещения их, включающая в себя:
- общее освещение кабины управления с регулируемой интенсивностью;
- освещение стола и панелей пульта управления (заливающим светом из-под светозащитного козырька) с регулируемой интенсивностью;
- внутреннюю встроенную подсветку шкал измерительных приборов с регулируемой интенсивностью;
- регулировку яркости светоизлучающих приборов (дисплеев, цифрознаковых индикаторов, сигнальных светодиодов);
- внутреннюю встроенную подсветку органов (кнопок) управления.
Расчет эргономических показателей проведен методом компьютерного моделирования для контингента машинистов ростом от 165 до 195 см. Конфигурации пульта и кабины обеспечивают надежный обзор сигналов и полосы отвода по требованиям безопасности движения, а также обзор контрольных точек на контактном проводе и над головками рельсов.
Для отображения информации отечественными предприятиями разработаны специальные приборы (совмещенный локомотивный индикатор скорости, плазменные дисплеи и др.). Многоуровневая система диагностики технического состояния позволяет обнаруживать и локализовывать неисправности оборудовании локомотива и электропоезда, не покидая кабины
Электронный регистратор параметров движения и автоведения (РПДА) может фиксировать в энергонезависимой памяти более 50-ти различных параметров, включая токи тяговых двигателей и энергопотребление по секциям, с последующей автоматической расшифровкой на АРМ в депо.
Органы управления тягой и индикации параметров Движения поезда сосредоточены, в основном, в левой части пульта. Собственно, зона управления тягой (лист 12) включает в себя контроллер машиниста 26 ползункового типа в блоке с реверсивной рукояткой 27. Движение рукоятки от себя приводит к увеличению (набору) позиций тяги, движение на себя — к уменьшению (сбросу) тяги и увеличению силы торможения. Контроллер может выполняться как с набором фиксированных позиций (для МВПС), так и комбинированным — с фиксированными позициями и позициями с автовозвратом. Реверсивная рукоятка ползункового типа сделана на три фиксированных положения. Положение рукоятки от себя соответствует ходу вперед, положение на себя — ходу назад. Предусмотрена взаимная механическая блокировка рукояток контроллера и реверса аналогично применяемой на контроллерах типа 1КУ.019-023. Реверсивная рукоятка выполняется съемной для предотвращения несанкционированного движения локомотива. Кроме того, имеется возможность оперативного кодирования рукоятки для автоматической идентификации машиниста, управляющего локомотивом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.