Организация эксплуатации локомотивов в депо Саратов, Технологический процесс ремонта турбокомпрессора ТК-38, страница 33

По заданию Департамента локомотивного хозяйства МПС в Отраслевом центре внедрения новой техники и технологий МПС (ОЦВ) создается унифицированная кабина машинис­та. В конструкции кабины и пульта управления объединены общей информационной шиной все современные приборы и сис­темы, обеспечивающие безопасность движения, автоматизированное ведение, экономию энергоресурсов, диагностику техни­ческого состояния локомотива (электропоезда), регистрацию параметров движения и технического состояния.

Такое решение позволяет минимизировать количество орга­нов индикации и управления, уменьшить нагрузку на машинис­та и повысить, таким образом, уровень безопасности движения и комфорта. Дополнительное преимущество — сокращение количества выносных устройств, необходимых для функционирования систем (датчиков, коммутирующих устройств, блоков питания и т.д.), что позволяет уменьшить габариты и вес, стоимость и затраты на техническое обслуживание.

Новый пульт управления максимально унифицирован, т.е. его конструкция позволяет вписаться в различные типы тягового подвижного состава (ТПС) при минимальных перекомпоновках органов управления (ОУ) и средств отображения информации (СОИ) с сохранением основных принципов построения и при­емов управления ТПС.

Пульт отвечает требованиям эргономики, т.е. обеспечивает необходимые углы обзора пути, контактного провода и полосы отвода, удобство управления в положениях сидя и стоя, есте­ственную посадку и расположение рук и ног машиниста, свободное покидание рабочего места в аварийной ситуации.

В пульте исключены сильноточные коммутирующие устрой­ства, что позволяет повысить помехозащищенность электронной аппаратуры, надежность системы управления. Органы управления тягой и торможением имеют дистанционное управление от унифицированной системы автоматизированного ведения поезда (УСАВП) и электронных приборов безопаснос­ти движения.

Предоставляемая машинисту информация в рабочем режиме ограничена минимально необходимым объемом с возможностью вывода дополнительных данных по запросу или автоматически при возникновении нештатных или аварийных ситуаций. Все необходимые ОУ и СОИ вписаны непосредственно в пульт управления. Их расположение и характеристики отвечают следующим требованиям:

            - соблюдаются принципы функционального зонирования;

            - СОИ дают достоверное и комфортное считывание информации в темное и светлое время суток при различных на­правлениях и уровнях внешней засветки кабины. Конструкция и расположение СОИ обеспечивают отсутствие бликов и по­сторонних отражений;

            - современные средства отображения информации (графические дисплеи, цифрознаковые и линейчатые индикаторы и т.п.) скомбинированы с традиционно применяемыми на ТПС для обеспечения лучшей различаемости информации и быстрой приспособляемости машинистов к новой кабине;

- органы управления легкодоступны и распознаваемы.

Проведенные расчеты эргономических показателей кабины показывают, что данная конструкция может быть принята за ба­зовую для грузовых электровозов ВЛ10, ВЛ80 (с кабинами модернизированными по проекту Р1000 и аналогичным). Пассажирских электровозов ЧС4, ЧС7, ЧС2 (с кабиной, модернизированной по проекту ПКТБЛ), электропоездов ЭР2 (начиная с № 1028). ЭР2Р, ЭР2Т, а также для всех электропоездов постройки ДМЗ, НЭВЗ и ТВЗ, грузовых тепловозов 2ТЭ10, пассажирских тепловозов ТЭП70 и др. Подгонка пульта по ширине при этом делается за счет изменения конфигурации рабочих мест помощника (без изменений габаритных размеров) и машиниста. Габаритные размеры пульта управления и приборных панелей обусловлены номенк­латурой и габаритными размерами ОУ и СОУ, необходимых для управления поездом.

В конструкции кабины и пульта применена комбинированная система освещения их, включающая в себя:

            - общее освещение кабины управления с регулируемой интенсивностью;

            - освещение стола и панелей пульта управления (заливающим светом из-под светозащитного козырька) с регулируемой интенсивностью;

            - внутреннюю встроенную подсветку шкал измерительных приборов с регулируемой интенсивностью;

            - регулировку яркости светоизлучающих приборов (дисплеев, цифрознаковых индикаторов, сигнальных светодиодов);

            - внутреннюю встроенную подсветку органов (кнопок) управления.

Расчет эргономических показателей проведен методом компьютерного моделирования для контингента машинистов ростом от 165 до 195 см. Конфигурации пульта и кабины обеспечивают надежный обзор сигналов и полосы отвода по требованиям безопасности движения, а также обзор контрольных точек на контактном проводе и над головками рельсов.

Для отображения информации отечественными предприятиями разработаны специальные приборы (совмещенный локомотивный индикатор скорости, плазменные дисплеи и др.). Многоуровневая система диагностики технического состояния позволяет обнаруживать и локализовывать неисправности  оборудовании локомотива и электропоезда, не покидая кабины

Электронный регистратор параметров движения и автоведения (РПДА) может фиксировать в энергонезависимой памяти более 50-ти различных параметров, включая токи тяговых двигателей и энергопотребление по секциям, с последующей автоматической расшифровкой на АРМ в депо.

Органы управления тягой и индикации параметров Движения поезда сосредоточены, в основном, в левой части пульта. Собственно, зона управления тягой  (лист 12) включает в себя контроллер машиниста 26 ползункового типа в блоке с реверсивной рукояткой 27. Движение рукоятки от себя приводит к увеличению (набору) позиций тяги, движение на себя — к уменьшению (сбросу) тяги и увеличению силы торможения. Контроллер может выполняться как с набором фиксированных позиций (для МВПС), так и комбинированным — с фиксированными позициями и по­зициями с автовозвратом. Реверсивная рукоятка ползункового типа сделана на три фиксированных положения. Положение рукоятки от себя соответствует ходу вперед, положение на себя — ходу назад. Предусмотрена взаимная механическая блокировка рукояток кон­троллера и реверса аналогично применяемой на контроллерах типа 1КУ.019-023. Реверсивная рукоятка выполняется съемной для предотвращения несанкционированного движения локомо­тива. Кроме того, имеется возможность оперативного кодирования рукоятки для автоматической идентификации машиниста, управляющего локомотивом.