Организация эксплуатации локомотивов в депо Саратов, Технологический процесс ремонта турбокомпрессора ТК-38, страница 23

Основные неисправности турбокомпрессора ТК-38 и способы их устранения приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Основные неисправности турбокомпрессора ТК-38 и способы их устранения

Неисправность

Причина неисправности

Способы устранения неисправности

1

2

3

1

Снижение давления наддува, сопровождаемое повышением температуры

Большое сопротивление на всасывание, засорение сетки глушителя

Устранение засора, промыть сетку глушителя дизельным топливом

Утечка воздуха в соединениях или большое сопротивление на нагнетание

Проверить герметичность соединения, удалить отложения в воздухопроводе

Низкое число оборотов ротора из-за касания его о неподвижные детали, например из-за отложения нагара

Проверить вращение ротора рукой. При отсутствии вращения или его затруднении – турбокомпрессор разобрать и очистить от нагара

Большое сопротивление на выходе газа из турбины (большое противодавление)

Проверить глушитель шума и выхлопные патрубки, при наличии отложений произвести очитку.

Загрязнение каналов колеса компрессора и диффузора

Турбокомпрессор разобрать, промыть дизельным топливом

Появление трещин на кожухе соплового аппарата

Осмотреть кожуха, при обнаружении дефектов кожух заменить

2

Повышение давления наддува, сопровождаемое повышением температуры газов

Отложение нагара на лопатках соплового аппарата

Разобрать турбокомпрессор, удалить нагар

Ухудшение качества распыливания топлива форсункой

Проверить работу форсунок, неисправные форсунки заменить

Пропуск выхлопных газов через выпускные клапаны

Притереть пропускающие выпускные клапаны

Нарушения фаз газораспределения

Осуществить регулировку фаз газораспределения

3

Унос масла из подшипников в компрессор

Повреждение упругих колец в уплотнениях со стороны компрессора

Турбокомпрессор разобрать, кольца заменить

              Не допускаются к установке детали при следующих дефектах:

- наличие трещин на дисках турбины, лопатках и ступице колеса компрессора и вращающегося направляющего аппарата;

- повреждение рабочих лопаток турбины: сколах, износе от касания о поверхность диффузора турбины, с превышением радиального зазора более 1,5 мм;

- наличие трещин, прижегов на шейках вала ротора, грубых кольцевых рисок глубиной более 0,1 мм в количестве более трех штук (состояние шеек ротора турбокомпрессора вне зависимости от механических повреждений проверяется магнитной дефектоскопией);

- износе ручьев под уплотнительные кольца до ширины ручья более 4,3 мм;

- потере упругости уплотнительных колец при расстоянии между торцами менее 12 мм  в свободном состоянии кольца или увеличении зазора в рабочем состоянии по стыку колец более 0,6 мм;

- ослабление посадки диска турбины (наличие люфта относительно вала);

- износе гребешков лабиринта до размера не менее 148,3 мм;

- наличие трещин в ступице и лопатках соплового аппарата, повреждение лопаток соплового аппарата в виде газовой коррозии, забоин и вмятин глубиной более 1/3 толщины лопаток (в месте дефекта), погнутости лопаток соплового аппарата;

- износе более 0,5 мм на сторону поверхностей втулки и фланца, обеспечивающих контактное уплотнение с поверхностями уплотнительных колец;

- наличие вмятин на внутренней поверхности диффузора турбины более 2 мм при ширине и длине более 20 мм, овализации диффузоров, приводящей к уменьшению радиального зазора по рабочим лопаткам менее 1,2 мм и к увеличению зазора более 1,5 мм.

2.3.Технология ремонта турбокомпрессора ТК-38

2.3.1. ПРОМЫВКА ТУРБОКОМПРЕССОРА

В процессе работы турбокомпрессора происходит отложение нагара в газовых полостях, а так же на ряде деталей, таких как лопатки газового колеса, диффузор, лабиринт ротора со стороны турбины и т.д. С целью их очистки производится промывка турбокомпрессора  без снятия его с дизеля. Очистку от нагара осуществляют при работающем дизеле на нулевой, четвёртой, восьмой позициях контроллера машиниста, путём импульсной подачи смеси дизельного топлива или керосина с воздухом давлением не ниже 0,3 МПа (3 кг/см2) к лабиринту через дренажную систему газоприемного корпуса. Смесь подают с помощью переносной установки (рис. 2.1.).

Переносная установка для промывки турбокомпрессора

Рис. 2.1.

1 – бачок; 2 – мерное стекло; 3 – трубопровод от воздушной магистрали тепловоза для продувки тягового генератора; 4 – редукционный клан; 5 – манометр; 6 – вентиль; 7 – шланг; 8,9 – кран.

Она состоит из бачка 1 объемом шесть литров с мерным стеклом 2 и манометром 5, шлангов для воздуха и топлива с запорной арматурой  и редукционного клапана 4 на подводящей трубе. Для присоединения установки к дренажной системе в атмосферном канале газоприемного корпуса с помощью соединительных муфт крепят специальный вентиль Ду20. Крышку технологического люка дренажной системы переделывают для монтажа на ней трубы со штуцером, к которому при очистке присоединяют шланг от переносной установки. Для промывки турбокомпрессора сначала заглушают дизель тепловоза, заправляют переносное устройство дизельным топливом или керосином и присоединяют шланг 7 к штуцеру на люке дренажной системы турбокомпрессора. Перекрывают вентиль Ду20 в атмосферном канале дренажной системы и подсоединяют шланг переносного устройства к воздушной магистрали тепловоза, служащей для продувки тягового генератора на тепловозе и воздушный вентиль переносного устройства. Сначала производят предварительную очистку от нагара. Для этого открывают кран 8 переносного устройства, затем кран 9 и подают в лабиринт турбокомпрессора примерно один литр дизельного топлива, контролируя подачу по мерному стеклу 2, после чего закрывают кран 9. Топливо размягчает нагар, растворяет некоторые его компоненты и под действием центробежной силы от вращения ротора и давления проходит через лабиринт в лопаточную часть турбины, вымывая отложение нагара в этих полостях. Промывка должна проводиться не менее 15 мин. Затем выполняют импульсную очистку, для чего открывают кран 9, а затем кран 6, который через 4 –5 с закрывают. При этом через очищаемую полость успевает пройти 200 – 300 г топлива в смеси с воздухом под давлением. Образовавшаяся при промывке масса, содержащая продукта нагара, выдувается в атмосферу потоком выхлопных газов и воздуха. Такую очистку повторяют при работе дизеля на четвёртой и восьмой позициях контроллера.