Организация эксплуатации локомотивов в депо Саратов, Технологический процесс ремонта турбокомпрессора ТК-38, страница 2

В дипломном проекте предлагается использовать в локомотивных депо сети дорог Российской Федерации автоматизированные рабочие места (АРМ). В частности разработано автоматизированное рабочее место дежурного по депо (АРМ ТЧД).

Вторая часть дипломного проекта посвящена технологическому процессу ремонта турбокомпрессора ТК-38, тепловоза ТЭП70, которые эксплуатируются в депо Саратов. Приводятся особенности его конструкции, основные неисправности и технология ремонта.

В разделе по экономике рассчитан экономический эффект от сокращения парка локомотивов. Произведен расчет капитальных затрат и эксплуатационных расходов на тепловоз ТЭП70.

В разделе по БЖД предлагаются средства по применению средств пожаротушения на тепловозе ТЭП70. Рассмотрена целесообразность применения унифицированного пульт управления локомотивом.

1. Организация эксплуатации локомотивов в депо Саратов

1.1. Вопросы организации эксплуатации локомотивов на железных дорогах российской федерации и зарубежом

            Прогресс железных дорог неразрывно связан с состоянием локомотивной тяги, совершенствованием эксплуатации и технического обслуживания локомотивов. Проблемы развития локомотивной тяги и эксплуатация локомотивов имеют общетранспортное комплексное значение. Теория и практика эксплуатации локомотивов за последнее десятилетие претерпели определенные изменения, направленные на улучшение количественных и качественных показателей.

            Современный этап развития и совершенствование эксплуатации локомотивов характеризуется новым уровнем управленческих задач, развитием автоматизированных систем управления, в том числе автоматизированных рабочих мест дежурных по депо, нарядчиков и т.д. К железным дорогам предъявляются новые, все более высокие требования по удовлетворению потребностей в перевозках и уровню обслуживания пассажиров, выполнение которых во многом зависит от рациональной организации эксплуатации локомотивов. Это требует от инженерно-технических работников локомотивного хозяйства проведения глубокого анализа в процессе управленческой деятельности. На сегодняшний день существует масса проблем, снижающих показатели работы отрасли. Одной из основных является низкий уровень профессиональной подготовки работников — как локомотивных бригад, так и ремонтного персонала.

Не созданы пока условия для нормальной работы работников, связанных с локомотивным хозяйством. Анализ работы локомотивных бригад говорит о снижении уровня их профессиональной подготовки в результате серьезных просчетов руководителей, недостатков в работе машинистов-инструкторов. Средний класс квалификации машинистов локомотивов только за один год снизился с 2.57 — что само по себе неудовлетворительно — до 2,55 в 2004 г.

            В последнее время резко упал престиж профессии машиниста-инструктора. Машинисты не хотят идти в инструкторы. Имеют место факты назначения низкоквалифицированных работников. На Юго-Восточной дороге на должность машиниста-инструктора берут машиниста без класса. Встречается немало случаев назначения с IV классом. Сегодня очень возросли требования, ответственность и загруженность машинистов-инструкторов. Только для проведения контрольно-инструкторских поездок они должны находиться на линии 255 ч в месяц, при том что поездка в одну сторону локомотивной бригады в среднем по сети длится 7,44 ч. Такая ситуация неизбежно приведет к снижению качества работы. В большинстве депо подготовку, обкатку машинистов, освоение новых технологий вождения, повышение классности теперь ведут на общественных началах. Ведь почти не осталось ни заинтересованности в результатах труда, ни возможности выполнять свои обязанности добросовестно и в полном объеме.

Настало время специалистам МПС, Департамента локомо­тивного хозяйства и другим причастным лицам разработать отраслевое положение «Об организации работы машинис­тов-инструкторов», предусматривающее как стимулирование по результатам труда, так и повышение ответственности за качество работы.

            Необходимо отметить еще один немаловажный фактор — подготовку инженеров тяговых специальностей и организации работы локомотив бригад. Пора переработать учебную программу вузов, усилить тематикой организации работы локомотивных бригад. Предложение для такой программы уже есть. В прошедшем году, впервые за последнее время, резко ухудшилось использование локомотивных бригад. Допущено 7201 тыс. ч сверхурочной работы (для сравнения: в 2004 Г. было 6139 тыс. ч).  

            Анализ за последние пять лет показывает: при росте объема перевозок на 1 % сверхурочные увеличиваются на 10 %. Таким образом, производительность труда локомотивных бригад растет не благодаря улучшению, а за счет ухудшения их использования.

            На 29 % возросли часы следования бригад пассажирами (5947 тыс. ч), увеличились непроизводительные простои — 3742 тыс. часов. За прошлый год  выросло количество нару­шений установленного режима работы свыше 12 ч: 267 против 169 в 2004 г. Но и 12ч работы в сегодняшних условиях — это много. По результатам исследований ученых ВНИИЖГа. время работы не должно превышать 8 ч, причем зона наибо­лее уверенной работы машинистов не превышает 6 ч.

            Необходимо обратить самое пристальное внимание на условия труда локомотивных бригад, а именно на продуваемые насквозь кабины, неудобные сидения, постоянное напряжение, сбои в работе прибо­ров безопасности. Наблюдения специалистов ВНИИЖТа показали, что при следовании по предупреждению частота пульса и артериальное давление у машинистов повышаются в 1,5 раза. Дежурный вопрос на планерных совещаниях — содержание домов отдыха. Не соблюдаются климатические условия, отсутствует водоснабжение, проблема перегруженности.

Специалисты Департамента локомотивного хозяйства и Центральной клинической больницы № 1 МПС в про­шлом году подготовили комплексную программу, направленную на создание эффективной системы профилактических и восстановительных мероприятий для локомотивных бригад. Практически это должно быть реализовано в виде создания специальной структуры и реабилитационных центров при депо, кабинетов психофизиологической разгрузки, оснащенных соответствующим образом, укомплектованных квалифицированными специалистами. Реализация данной программы – минимальна по причине бездействия и противодействия Департамента здравоохранения ОАО РЖД.