- искрение в щёточно-коллекторном узле электрических машин;
- большие переходные сопротивления электрических соединений и контактов;
- замасливание проводов и контактов;
- использование нетиповых предохранителей или несоответствующих резисторов.
Для тушения пожара на тепловозе предусмотрены противопожарные средства: настенные огнетушители, тара с песком, ведро, савок, пожарная сигнализация, противопожарная установка.
4.1.2. Средства порошкового пожаротушения
Применение установок порошкового пожаротушения (далее УПП) в системах пожарной защиты тепловозов позволяет повысить эффективность и существенно уменьшить материалоемкость систем пожарной защиты за счёт снижения массы установок пожаротушения и количества огнетушащего состава. В пользу УПП говорит также то, что традиционные для современных тепловозов воздухопенные установки тушения пожаров не пригодны для гашения горящих электроаппаратов, электрических машин и электропроводки, находящихся под напряжением.
Тушение пожара огнетушащими порошковыми составами осуществляется за счёт:
- разбавления горючей среды газообразными продуктами разложения огнетушащего порошкового состава или непосредственно порошковым облаком;
- охлаждения зоны горения в результате затрат тепла на нагрев частиц огнетушащих порошков, их частичного испарения и разложения;
- эффекта огнепреграждения;
- ингибирования химических реакций, вызывающих развитие процесса горения;
- механического срыва пламени сильными струями газопорошковой смеси.
В состав системы пожарной защиты тепловоза входят две независимые установки пожаротушения:
- для тушения пожара в дизельном помещении и других зонах внутри кузова локомотива, а также снаружи (в районе колёсных пар, топливного бака) - УПП-ДП;
- для защиты высоковольтной камеры – УПП-ВВК; тушение пожара в высоковольтной камере возможно также с помощью установки газового пожаротушения.
Эти установки обеспечивают объёмное пожаротушение – равномерное заполнение защищаемых объёмов огнетушащим порошковым составом с заданной интенсивностью. УПП-ДП, кроме того, обеспечивает локальное пожаротушение как внутри, так и снаружи кузова тепловоза.
Установки порошкового пожаротушения тепловозов рекомендуется заряжать многоцелевыми огнетушащими порошковыми составами:
- Пирант-А (ТУ113-08-53С-85);
- П-2АП (ТУ6-08-497-81).
Замена порошкового состава производится после 1 года эксплуатации. Интенсивность подачи устанавливается:
- для объёмного пожаротушения Y > 0,02 кг/м3·с;
- для локального пожаротушения внутри кузова Y = 0,08 кг/м3·с;
- для локального пожаротушения на открытом воздухе Y = 0,2 кг/м3·с.
4.1.3. Устройство и принцип действия УПП-ДП
УПП-ДП состоит из следующих узлов и элементов:
- резервуар для огнетушащего порошкового состава;
- распределительный порошковый трубопровод;
- рукав с пожарным стволом;
- блок управления;
- пневматический трубопровод с арматурой;
- тумблеры дистанционного включения установки;
- электрическая проводка
В качестве источника сжатого используется питательная магистраль тепловоза, где постоянно поддерживается избыточное давление 0,75 ÷ 0,90 МПа, или другие источники сжатого газа.
УПП-ДП связана с установкой автоматической пожарной сигнализации тепловоза через блок сигнализации и управления (БПСУ), обеспечивающий информирование локомотивной бригады о месте возникновения пожара, а также автоматический и дистанционный пуск УПП и аварийное выключение дизеля.
Принципиальная схема УПП-ДП приведена на листе 12. В исходном положении установки (режим дежурства) краны 2 и 10 закрыты, а краны 3 и 7 открыты.
Способ запуска установки определяется положением соответствующего тумблера на БПСУ (автоматический, дистанционный) и устанавливается в зависимости от режима работы локомотива.
Когда на локомотиве находятся люди, устанавливается дистанционный способ запуска. В режиме «горячего отстоя» локомотива устанавливается автоматический способ запуска.
При работе БПСУ в режиме дистанционного пуска, в случае возникновения пожара, извещатели 8 подадут сигнал, поступающий в БПСУ, где вырабатывается сигнал, включающий звуковую сигнализацию в кабине машиниста.
При работе БПСУ в режиме автоматического запуска УПП-ДП, подаётся сигнал на аварийную остановку дизеля и управляющий сигнал, под воздействием которого открывается электропневматический клапан 9, что в свою очередь приводит к открытию воздухораспределителя 12, через который сжатый воздух из питательной магистрали подается в резервуар с огнетушащим порошком 1. После достижения в резервуаре рабочего давления (0,6 ÷ 0,8) МПа разрушается мембрана свободного прорыва 4, и порошковая смесь по стационарному распределительному трубопроводу 7 через распылители подается в защищаемое помещение, подавляя очаги пожара во всем объёме.
В случае настройки БПСУ на дистанционный запуск установки, после срабатывания звуковой и световой сигнализации о пожаре локомотивная бригада имеет возможность оценить обстановку и включить УПП-ДП при помощи одного из тумблеров 10, расположенных в разных местах локомотива. Далее установка работает так же, как и при автоматическом запуске.
В случае возникновения небольшого возгорания внутри кузова или снаружи тепловоза используется гибкий рукав 5 с пожарным стволом 6, обеспечивающим дозированную подачу смеси.
Масса заряда в резервуаре 1 (30 + 4) кг позволяет работать установке через порошковый трубопровод 15 ÷ 30 с, а через рукав с полностью открытым пожарным стволом – 35 ÷ 50 с. Длина резинотканевого рукава для пожарного ствола составляет 20 м, а длина струи порошка, формируемой стволом – не менее 8 м.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.