Организация эксплуатации локомотивов в депо Саратов, Технологический процесс ремонта турбокомпрессора ТК-38, страница 31

            - искрение в щёточно-коллекторном узле электрических машин;

            - большие переходные сопротивления электрических соединений и контактов;

            - замасливание проводов и контактов;

            - использование нетиповых предохранителей или несоответствующих резисторов.

            Для тушения пожара на тепловозе предусмотрены противопожарные средства: настенные огнетушители, тара с песком, ведро, савок, пожарная сигнализация, противопожарная установка.

4.1.2. Средства порошкового пожаротушения

            Применение установок порошкового пожаротушения (далее УПП) в системах пожарной защиты тепловозов позволяет повысить эффективность и существенно уменьшить материалоемкость систем пожарной защиты за счёт снижения массы установок пожаротушения и количества огнетушащего состава. В пользу УПП говорит также то, что традиционные для современных тепловозов воздухопенные установки тушения пожаров не пригодны для гашения горящих электроаппаратов, электрических машин и электропроводки, находящихся под напряжением.

            Тушение пожара огнетушащими порошковыми составами осуще­ствляется за счёт:

            - разбавления горючей среды газообразными продуктами разло­жения огнетушащего порошкового состава или непосредственно порошковым облаком;

            - охлаждения зоны горения в результате затрат тепла на нагрев частиц огнетушащих порошков, их частичного испарения и раз­ложения;

            - эффекта огнепреграждения;

            - ингибирования химических реакций, вызывающих развитие процесса горения;

            - механического срыва пламени сильными струями газопорошковой смеси.

            В состав системы пожарной защиты тепловоза входят две независимые установки пожаротушения:

            - для тушения пожара в дизельном помещении и других зонах внутри кузова локомотива, а также снаружи (в районе колёсных пар, топливного бака) - УПП-ДП;

            - для защиты высоковольтной камеры – УПП-ВВК; тушение пожара в высоковольтной камере возможно также с помощью установки газового пожаротушения.

            Эти установки обеспечивают объёмное пожаротушение – равно­мерное заполнение защищаемых объёмов огнетушащим порошко­вым составом с заданной интенсивностью. УПП-ДП, кроме того, обеспечивает локальное пожаротушение как внутри, так и снаружи кузова тепловоза.

            Установки порошкового пожаротушения тепловозов рекомендует­ся заряжать многоцелевыми огнетушащими порошковыми состава­ми:

            - Пирант-А (ТУ113-08-53С-85);

            - П-2АП (ТУ6-08-497-81).

            Замена порошкового состава производится после 1 года эксплуата­ции.    Интенсивность подачи устанавливается:

            - для объёмного пожаротушения Y > 0,02 кг/м3·с;

            - для локального пожаротушения внутри кузова Y = 0,08 кг/м3·с;

            - для локального пожаротушения на открытом воздухе Y = 0,2 кг/м3·с.

4.1.3. Устройство и принцип действия УПП-ДП

УПП-ДП состоит из следующих узлов и элементов:

            - резервуар для огнетушащего порошкового состава;

            - распределительный порошковый трубопровод;

            - рукав с пожарным стволом;

            - блок управления;

            - пневматический трубопровод с арматурой;

            - тумблеры дистанционного включения установки;

            - электрическая проводка

            В качестве источника сжатого используется питательная магистраль тепловоза, где постоянно поддерживается избыточное давление 0,75 ÷ 0,90 МПа, или другие источники сжатого газа.

            УПП-ДП связана с установкой автоматической пожарной сигнали­зации тепловоза через блок сигнализации и управления (БПСУ), обеспе­чивающий информирование локомотивной бригады о месте возникновения пожара, а также автоматический и дистанционный пуск УПП и аварийное выключение дизеля.

            Принципиальная схема УПП-ДП приведена на листе 12. В исходном положении установки (режим дежурства) краны 2 и 10 закрыты, а краны 3 и 7 открыты.

            Способ запуска установки определяется положением соответствующего тумблера на БПСУ (автоматический, дистанционный) и устанавливается в зависимости от режима работы локомотива. 

            Когда на локомотиве находятся люди, устанавливается дистанционный способ запуска. В режиме «горячего отстоя» локомотива устанавливается    автоматический способ запуска.

            При работе БПСУ в режиме дистанционного пуска, в случае возникновения пожара, извещатели 8 подадут сигнал, поступающий в БПСУ, где вырабатывается сигнал, включающий звуковую сигна­лизацию в кабине машиниста.

            При работе БПСУ в режиме автоматического запуска УПП-ДП, подаётся сигнал на аварийную остановку дизеля и управляющий сигнал, под воздействием которого открывается электропневматический клапан 9, что в свою очередь приводит к открытию воздухораспределителя 12, через который сжатый воздух из питательной магистра­ли подается в резервуар с огнетушащим порошком 1. После достижения в резервуаре рабочего давления (0,6 ÷ 0,8) МПа разрушается мембрана свободного прорыва 4, и порошковая смесь по стационарному распределительному трубопроводу 7 через распылители подается в защищаемое помещение, подавляя очаги пожара во всем объёме.

            В случае настройки БПСУ на дистанционный запуск установки, после срабатывания звуковой и световой сигнализации о пожаре локомотивная бригада имеет возможность оценить обстановку и включить УПП-ДП при помощи одного из тумблеров 10, расположенных в разных местах локомотива. Далее установка работает так же, как и при автоматическом запуске.

            В случае возникновения небольшого возгорания внутри кузова или снаружи тепловоза используется  гибкий рукав 5 с пожарным стволом 6, обеспечивающим дозированную подачу смеси.

            Масса заряда в резервуаре 1 (30 + 4) кг позволяет работать установке через порошковый трубопровод 15 ÷ 30 с, а через рукав с полностью открытым пожарным стволом – 35 ÷ 50 с. Длина резинотканевого рукава для пожарного ствола составляет 20 м, а длина струи порошка, формируемой стволом – не менее 8 м.