Служба боли в педиатрии: лечение острой боли у детей. Мультидисциплинарный подход к лечению боли

Страницы работы

Содержание работы

■  РАСШИРЕННЫЕ РЕФЕРАТЫ

Служба боли в педиатрии: лечение острой боли у детей

The pediatric pain service: Management of acute pain in children

Myron Yaster

Rev. Mex. Anestesiol. — 1998. — Vol. 21, № 3. — P. 190–207. — Англ.


Распространенное мнение о том, что дети не реагируют на боль в такой степени, как взрослые, или не помнят болезненные процедуры, ошибочно.

К сожалению, даже когда врачи принимают решение о лечении боли у ребенка, из-за опасения нанести вред лекарственными средствами они редко назначают сильные анальгетики, адекватные дозы или режимы введения. Это неудивительно, поскольку в процессе обучения врачу постоянно напоминают, что опиаты вызывают угнетение дыхания и сознания, сердечно-сосудистый коллапс, рвоту, а их повторное использование приводит к привыканию. До недавнего времени в учебниках по педиатрии и детской хирургии трудно было найти материал по боли и обезболиванию. Обычная рекомендация "использовать по необходимости" (pro re nata, "prn") равносильна установке "давать по возможности редко". Это также означает, что пациент сам должен попросить дать обезболивающее, или о том, что пациенту больно, решает медсестра. Таких условий в педиатрии нет. Дети до 7 лет часто не в состоянии адекватно сформулировать (выразить словами), болит у них или нет. Или, напротив, они могут бояться сказать о своей боли. Многие дети отрицают, что у них болит, чтобы избежать болезненных процедур (например внутримышечных инъекций). Наконец, отдельные работы свидетельствуют о неспособности медицинских сестер и врачей правильно идентифицировать и лечить боль у детей даже после операции.

К счастью, последние 5 лет наблюдается фактический взрыв в развитии службы боли у детей, главным образом, под руководством педиатров-анестезиологов. Эта служба предусматривает обеспечение лечения острой, послеоперационной, терминальной, нейропатической и хронической боли1. Цель данного обзора — освещение компонентов, необходимых для мультидисциплинарного подхода к лечению боли у детей, современных достижений фармакологии в области опиоидов и местных анестетиков, терапевтических вмешательств, которые необходимы для лечения боли.

Служба боли у детей

Мультидисциплинарный подход к лечению боли становится наиболее распространенной моделью в текущей клинической практике.


[1]Таблица I

Участники мультидисциплинарной педиатрической службы боли

Анестезиология

Рото-челюстно-лицевая хирургия

Терапия

Неврология

Ортопедия

Педиатрия-Психология

Педиатрия

Хирургия

Нейрохирургия

Гематология — Онкология

Служба ухода

Фармация

Урология


Цели службы боли — выбрать соответствующие лекарственные средства, методики и способы введения (доставки), отвечающие индивидуальным потребностям пациента. Необходимо 24-часовое обслуживание. Обязанности службы боли: обеспечение врачебной и сестринской помощи в больнице с периодическим повышением образования, печатание протоколов, разработка стандартов для лечения боли и их использование.

Кроме того, служба боли должна поддерживать качество обзоров всех возникающих проблем.

Оценка боли

Международная ассоциация по изучению боли (The International Association for the Study of Pain, IASP) определяет боль как "неприятное эмоциональное ощущение, связанное с действительным или предполагаемым повреждением ткани или описываемое в соответствии с таким повреждением". Боль является субъективным ощущением, которое может быть определено как "то, что пациент называет болью" и существует, "когда пациент говорит, что оно есть". Младенцы, дети, еще не умеющие говорить, и дети в возрасте 2–7 лет не в состоянии описать свою боль или субъективные ощущения. Это часто приводит к заключению, что они не чувствуют боль так, как взрослые. Очевидно, что дети просто не способны выразить ощущения. Оценка боли и обезболивание взаимозависимы и не существуют друг без друга.

Цель оценки боли — получение достоверных данных о локализации и интенсивности боли.

Существует три "инструмента" для оценки боли у детей. Этими инструментами, которые определяют качество и интенсивность боли, являются оценка самого ребенка ("self-report measures") и использование картинок или словесных дескрипторов для описания боли. Интенсивность, или тяжесть, боли у маленьких детей (например в возрасте 3 лет) может быть измерена с помощью шкалы Oucher (разработана Judy Beyer), состоящей из двух частей с вертикальной нумерацией (0–100) на одной стороне и шестью фотографиями маленьких детей — на другой, или визуальной аналоговой шкалы, или 10-сантиметровой шкалы со смеющимся лицом на одном конце и обезумевшим от боли, плачущим лицом, — на другом. В своей практике автор обзора использует шкалу с 6 лицами, разработанную Donna Wong.

Похожие материалы

Информация о работе