Введение
Творчество немецкого художника Герхарда Рихтера, представляющееся одним из выдающихся явлений постмодернизма, чрезвычайно трудно поддается определению. Оно сложно и противоречиво, и, кажется, всякий раз, при попытке исследователя высказать о нем какое-либо однозначное суждение, подобно Протею, стремится ускользнуть из сетей дефиниций, явив неожиданно новый облик. И, вероятно, причиной этому становится не только поразительное разнообразие, свойственное масштабному корпусу произведений Рихтера, который может быть прочитан как своеобразная антология постмодернистских течений в искусстве. Пожалуй, одним из ключевых аспектов, обусловливающих присущую творчеству художника неоднозначность, оказывается непростой диалог живописи и фотографии, разворачивающийся в пространстве почти каждого из произведений мастера.
Этот диалог двух техник родился в процессе создания в начале 1960-х годов первых фотокартин[1] – живописных произведений, источниками для которых послужили фотографии из семейных альбомов и газет. В интерпретации Рихтера он оказался столь плодотворен, что обнаруженные в процессе него проблемы обрели актуальность и для других типов Рихтеровских произведений. Раскрытие некоторых из этих проблем и составляет главную задачу настоящего исследования.
Первая часть работы представляет собой краткий очерк идей самого Рихтера относительно живописи, нехудожественной фотографии (любительской, репортажной) и искусства в целом. Суждения художника, высказанные им в многочисленных интервью, подчас противоречивые, не только сами по себе кажутся интересными, но имеют существенное значение для понимания его произведений.
Тому, каким образом идеи Рихтера находят выражение в его живописных работах, посвящена вторая глава исследования. В нескольких параграфах, на примерах различных групп произведений, будут представлены специфические ракурсы взаимодействия живописи и фотографии в творчестве художника. Так, картины Рихтера будут рассмотрены с точки зрения специфики их цвета и фактуры, наличия в них аспекта постмедийности, особенностей работы художника с традиционными жанрами, а также с позиции масштабного проекта Рихтера под названием «Атлас», составленного почти полностью из фотографий.
Среди публикаций, посвященных творчеству Рихтера, опорой для данного исследования стала монография американского историка искусства, главного куратора отдела живописи и скульптуры в МоМА Роберта Сторра «Герхард Рихтер: сорок лет живописи»[2], выход которой был приурочен к одноименной ретроспективе художника в Нью-Йоркском музее в 2002 году. Книга, являющаяся полноценным критическим исследованием творчества Рихтера, содержит также ряд ценных биографических сведений о нем и широко представляет художественный, интеллектуальный и исторический контекст, в котором формировалось и развивалось его творчество. Основной текст, насыщенный цитатами художника, дополнен и развернутым интервью с ним.
Другим важным источником для работы стали статьи профессора Гарвардского университета, историка искусства, арт-критика Бенджамина Бухло, являющегося одним из главных исследователей творчества Рихтера. В текстах, посвященных немецкому художнику, Бухло обсуждает, в частности, проблемы исторической памяти, травмы и постмодернисткой идентичности, которые представляются чрезвычайно актуальными в контексте произведений Рихтера.
Кроме того, большой интерес для настоящего исследования представила статья профессора Университета Гриффит Розмари Хокер[3], в которой автор, анализируя концепции Климента Гринберга, Розалинды Краусс, Мишеля Фуко и Жака Дерриды относительно роли средства (medium) в искусстве, высказывает оригинальную идею о создании Рихтером его собственной «постмедийной идиомы» в контексте живописного творчества.
В целом, проблема фотографии и живописи в творчестве Герхарда Рихтера рассматривается многими исследователями, однако совершается это, как правило, с какой-либо одной точки зрения. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в ней заключена попытка объединить несколько различных аналитических ракурсов в русле общего рассуждения, включая также те, которые не обсуждались или мало обсуждались другими исследователями.
Глава 1. Идеи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.