Так, грандиозность в них обусловлена не только выбором в качестве объекта изображения масштабных пространств и монументальных зданий, но и соответствующим крупным форматом фотографических полотен. Кроме того, грандиозна и география запечатленных объектов, охватывающая пространство от Нью-Йорка до Токио. Эти же аспекты приводят и к ощущению бесконечности, и, подобно тому, как ни взгляд, ни сознание не способны охватить целиком море, небо или горы – классические образцы бесконечного в традиционной культуре, так и масштабная современная архитектура становится неподвластной полному единовременному зрительному постижению. Более того, ощущение бесконечности достигается Гурски через неисчислимые структурные повторения, решенные в едином цвете, будь то вереницы одинаковых оконных квадратов в «Монпарнассе» или интерьер здания в Шанхае (илл. 36), где «повторения желтых элементов и вихреобразная устремленность структуры сообщают зданию одновременно качества бесконечности и автономной замкнутости, лишая его начала и конца»[75].
Понятие трансцендентного в работах Гурски обретает, пожалуй, наиболее проблематичное звучание. Так, грандиозные, потенциально бесконечные и одновременно замкнутые структуры на его фотополотнах в качестве почти абстрактных систем действительно вызывают впечатление их отношения к некой мета-реальности. Вместе с тем, трансцендентность у Гурски обретает и другой смысл, не только проявляясь в характере величественной имперсональности структуры, но заключая в себе и нечто пугающее, ужасное, что в традиции культуры также входит в понятие возвышенного[76]. Но если, к примеру, в фантастических «Тюрьмах» Пиранези ужасное рождает экзистенциальное напряжение, тождественное полноте бытия, то в современных образах развитой капиталистической культуры чудовищность выражается в господстве тотальной пустоты банального, которая обладает свойством уже не катарсиса, но, скорее, безвыходной аффермативности. Действительно, едва присмотревшись к фотографии Гурски, зритель начинает осознавать, что роскошные цветные россыпи на фотографии в реальности оказываются людьми, буквально растворенными в разбросанных кипах бумаг и компьютерных мониторах, как в «Чикагской бирже», или товарами в упаковках, бесконечными рядами заполняющими пространство гипермаркета, как в «99 центах» (илл. 37).
Подобный ужас банального ясно ощущается и во многих произведениях Рихтера. Так, например, переводя на холст фотографию фламандской люстры или рокайльного стола (илл. 38), художник создает портрет вещи, который, при всем сходстве с оригинальным изображением, существенным образом отличается от него. Предмет, казавшийся на фотокарточке внешне вполне привлекательным и вместе с тем обладающим минимумом смысловой нагрузки, на картине предстает почти чудовищем, порождающим серьезные критические коннотации. Через углубление теней и смазывание очертаний, оставляющих призрачный шлейф, изображение безобидного рокайльного столика с путти превращается в мрачный знак буржуазной банальности, в которой, как в бюрократе Эйхмане, кажется, способно скрываться подлинное зло. Комментарием к этому могут служить слова Бодрийяра: «В распространенном процессе потребления нет больше души, тени, двойника, образа в зеркальном смысле. Нет больше ни противоречия бытия, ни проблематики подлинности и видимости. Есть только излучение и получение знаков, и индивидуальное бытие уничтожается в этой комбинаторике и подсчете знаков…»[77]. Таким образом, по мысли философа, в обществе потребления трансцендентное как духовное, божественное, в сущности, нашло свой конец. Действительно, чудовищность банального и «метафизику» чистой структуры вполне можно признать за суррогат трансцендентности и беспомощную попытку найти альтернативу утраченному Богу, вечности, истории. В результате, новое «возвышенное», сформированное современной культурой и находящее отражение, в частности, в фотографиях Андреаса Гурски, оказывается, в реальности, глубоко неподлинным, пустым, фиктивным. Лишенное духовное опоры, «возвышенное» зачастую оборачивается лишь эффектом, не способным внушить зрителю «великие помыслы», потрясти его душу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.