Важно, что технический прием, заимствованный Рихтером у фотографии, становится ключевым не только для фотокартин, заявляющих о нем напрямую, но для всего корпуса произведений художника, включая его абстрактные картины, в которых «смазанные» контуры, освобожденные от фигуры, обретают самостоятельное бытие. Тем самым, фотографическая идиома, транслируемая на языке живописной абстракции, поразительным образом входит с ней в совершенное единство, рождая как бы новый тип непереводимого словосочетания.
Интересно, что и сама фотография подвергается Рихтером той же процедуре, что и его картины, испытывая на себе действие уже «преображенной» живописью собственной идиомы. Так, художник включает в «Атлас» фотографии, сделанные им самим с фотоснимков, имевших прямое отношение к уже написанному в то время циклу «18 октября 1977», сознательно «сбивая» фокус изображений. Тем самым, происходит обратное действие: свойство, ассоциировавшееся прежде с фотографией, становится новым свойством живописи, через призму которого теперь прочитывается фотография. Можно сказать, что качество ошибочного, случайного и нежелательного, перенесенное в поле живописного произведения, целиком им преображается, превращаясь из «размытости» в неясность, которая в живописи, пожалуй, зачастую подразумевает наличие невыразимого, таинственного, того, что не может быть представлено. Таким образом, фотография, сообщившая живописи новое качество посредством передачи ей собственного отличительного признака, впоследствии сама претерпевает изменения, поскольку живопись, получившая доступ к фотографии через «прививку» себе ее специфического гена, оказалась способна, по Рихтеру, придать фотоизображению недостающую «завершенность».
Так, в процессе особого взаимодействия живописи и фотографии, имеющего место в творчестве Герхарда Рихтера, рождается тип произведения, которое, стремясь хотя отчасти выразить существо реальности, само уподобляется ей, наделенное неисчислимыми коннотациями и ускользающей бытийностью, которая не может быть до конца высказана, уловлена.
Список использованной литературы:
1. Андреева Е. Все и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины XX века [Текст] / Е. Андреева. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. – 584 с.
2. Арендт Х. Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла [Текст] / Х. Арендт. – М.: Европа, 2008. – 252 с.
3. Барт Р. Смерть автора [Текст] / Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс; Универс, 1994. – С. 384-391.
4. Барт Р. Camera Lucida [Текст] / Р. Барт. – М.: Ад Маргинем Пресс, 1997. – 221 с.
5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе [Текст] / В. Беньямин. – М.: Медиум. – 1996. – 226 с.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры [Текст] / Ж. Бодрийяр. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с.
7. Зонтаг С. О фотографии [Текст] / С. Зонтаг. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. – 272 с.
8. Кандинский В. О духовном в искусстве [Текст] / В. Кандинский. – М.: Архимед, 1992. – 107 с.
9. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы [Текст] / Р. Краусс. – М.: Художественный журнал, 2003. – 318 с.
10. История красоты [Текст] / ред. У. Эко – М.: Слово/Slovo, 2007. – 437 с.
11. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека [Текст] / М. Маклюэн. – М.: Жуковский: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с.
12. Раппапорт А. 99 писем о живописи [Текст] / А. Раппапорт. – М.: НЛО, 2004. – 344 с.
13. Савчук В. Философия фотографии [Текст] / В. Савчук. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 256 с.
14. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве [Текст] / М. Фридлендер. – СПб.: А. Наследников, 2013. – 248 с.
15. Ямпольский Б. История как ассамбляж [Электронный ресурс] // Сеанс. – 2013. Электрон. журн. – Режим доступа: http://seance.ru/blog/shtudii/yampolsky_lecture_wordorder/
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.