Творчество немецкого художника Герхарда Рихтера. Идеи. Алхимия краски: цвет и фактура. От портрета и пейзажа к абстракции, страница 18

Эти две абстрактные тенденции, в сущности, пребывающие нераздельно и одновременно, характерны не только для пейзажей и портретов Рихтера, но для всего корпуса его произведений. При этом техническим принципом, объединяющим творчество художника, становится прием «размывания» изображения, который выражается как в «растушевке» контуров, так и в «смазывании» живописной поверхности посредством нанесения на нее шпателем новых слоев краски. Такой прием позволяет Рихтеру создавать образ, по сути, посредством разрушения изображения, следствием чего оказывается стирание его однозначности и фактическое уничтожение принадлежности картины к какому-либо определенному типу изображения, так что любой «жанр» в творчестве художника обретает качество неустойчивости, переходности и крайней относительности. В результате, движение шпателя или большой кисти приводит к тому, что портрет, натюрморт, пейзаж или абстракцию подчас становится невозможно отличить друг от друга, поскольку все это оказывается единой живописью. «Опыт показал мне, – говорит Рихтер, – что нет никакой разницы между живописью, называемой реалистичной… и абстракцией, поскольку они оказывают то же воздействие на зрителя… И какие бы картины не создавал художник, он всегда ставит один и тот же вопрос: как быть в этом мире с самим собой и живописью»[63].

§ 3. Цикл «18 октября 1977» и проблема репрезентации истории

Конец 1960-х годов в Западной Германии ознаменовался ростом протестных настроений среди студентов, недовольных не только внешней политикой страны, но и небывалым ростом потребления в обществе, обусловленного стремительным развитием немецкой экономики и приводящего к доминированию прагматических установок в общественном вновь «обуржуазившемся» сознании. Самым известным среди протестных объединений, вступивших в противостояние с властью, стала леворадикальная террористическая организация «Фракция Красной Армии», основателями которой стали городской партизан Андреас Баадер и радикальная журналистка Ульрика Майнхоф. Кроме того, в группу входили издатель Гудрун Энсслин, Ян Распе, социолог и режиссер Хольгер Майнс и Ирмгард Мёллер. Свой протест члены группы Баадера-Майнхоф выражали через участие в убийствах государственных чиновников, захвате посольств, похищение людей и организации взрывов.

В 1972 году участники ФКА были арестованы, после чего начался длительный судебный процесс. В 1976 году У. Майнхоф была найдена повешенной в камере заключения, вследствие чего власти заявили о самоубийстве. 18 октября следующего года смерть остальных заключенных – Баадера, Энсслин и Распе, – которым так и не был вынесен обвинительный приговор, была также расценена как массовый суицид. Однако в обществе быстро распространились слухи о тайном убийстве членов террористической группы правительственными агентами.

Этим событиям посвящены пятнадцать картин Рихтера, объединенных названием «18 октября 1977» и написанных спустя почти одиннадцать лет – в 1988 году – после трагедии в тюрьме Штаммхайм.

Все полотна данного цикла имеют своим источником кадры видеосъемки, фотографии в прессе, а также фотоматериалы из  полицейских архивов, которые стали доступны Рихтеру благодаря друзьям[64]. Лишь одна картина, портрет юной У. Майнхоф, была написана на основе студийного фото, сделанного прежде, чем политическая журналистка стала участницей ФКА.

Как представляется, одним из важных инструментов художественного языка в этой серии работ становится повторение. Так, три из пятнадцати полотен имеют несколько вариантов внутри цикла: Рихтер пишет две версии  «Ареста» и «Застреленного мужчины» и три версии картин «Конфронтация» и «Мертвая».