Творчество немецкого художника Герхарда Рихтера. Идеи. Алхимия краски: цвет и фактура. От портрета и пейзажа к абстракции, страница 24

Однако, Рихтер, как видится, все же пытается преодолеть кризис трансцендентного как возвышенного в его традиционном понимании, делая попытку возвратить ему значение через новое, актуальное осмысление. И одним из способов «апологии» возвышенного становится  обращение художника к теме трагического, страшного, вызывающего содрогание, что находит место, прежде всего, в цикле «18 октября 1977».

Характер разрозненности, «случайности» фотографий, выбранных художником для воспроизведения, еще более подчеркивается, усиливается в живописи. Тем самым, Рихтер акцентирует совершенную неясность происходящего, и, как следствие – «беспричинность» смерти. Самая страшная трагедия человеческой жизни, таким образом, оказывается чудовищно бессмысленной, приравненной в повседневному, ничего не значащему событию, недоразумению. Но одновременно происходит и обратное. Образ, запечатленный на каждой из фотографий, посредством воссоздания его художником на холсте, во многом утрачивает качество случайности, но маркируется, обретая самостоятельную значимость и завершенность. Эта отчасти преодоленная случайность фотоснимка становится некой противоположностью неясности, ее редуцированием, поскольку каждый образ на пятнадцати полотнах цикла в конечном итоге оказывается конкретным, обнаруживающим странную внутреннюю связь с остальными, тем самым, удостоверяя произошедшую трагедию.

Полотно «Похоронная процессия», воспринимающееся как завершающая часть цикла, является в нем самым масштабным и, действительно, – трагически-возвышенным. Увеличение стандартной фотокарточки до размеров живописного холста 200х320 см уже обусловливает известное воздействие картины на зрителя. При этом кажется, что в полотне Рихтера нет ничего профанирующего или отвлеченно-абстрактного в том смысле, в котором это проявляется, например, в произведениях Гурски и его трактовке «современного возвышенного». Напротив, интерпретация Рихтера    такова, что обыкновенная и, по сути, незначительная документальная фотография превращается в полноценную картину в классическом смысле слова, вмещающую в себя функцию катарсиса.

Другим художником, творчество которого также представляется интересным осмыслением круга проблем, по-разному затрагиваемых Рихтером и Гурски, является канадский фотограф Джефф Уолл.

Подобно тому, как Рихтер создавал парафразы на картины старых мастеров, Уолл обращается к наследию традиционной живописи, делая ее предметом разнообразных аллюзий в собственных фотографиях, которые критически выстраивает по принципу картины.

Одним из показательных примеров творчества Уолла является работа «Разрушенная комната» (илл. 39). На фотографии показано небольшое некогда жилое помещение с выбитой дверной рамой, оголенной частью стены и грудой опрокинутых на пол вещей – сломанных, разорванных, разбитых. Сам Уолл говорит, что прообразом для его фотографии послужили, с одной стороны, витрины магазинов одежды и фурнитуры, а с другой, – известная картина Делакруа «Смерть Сарданапала»[78]. Действительно, при взгляде на «Разрушенную комнату» создается двоякое впечатление, имеющее отношение к обоим идейным источникам фотографии.

Так, изображение как бы указывает зрителю на  момент, предшествовавший тому, что в результате оказалось запечатленным на фотографии, и этот момент, в свою очередь, очевидным образом оказывается связан с актом агрессии и насилия – активного действия. Его динамика подчеркивается композицией изображения, рассекаемого диагональю, идущей от верхнего левого края фотографии, что соотносится с тем, как выстроена картина Делакруа. Кроме того, сходство композиции в обоих произведениях заключается и в том, что основная масса фигур и предметов сосредоточена в нижней части изображения. Однако, в то время как «Смерть Сарданапала» напрямую являет стихийное действие, пронизанное страстью насилия, фотография Уолла лишь указывает на его возможность, представляя взгляду исключительно мертвенное бездействие. В сущности, «акт насилия» оказывается лишь искусственной постановкой, при которой предметы  тщательным образом расставляются каждый на свое место. Эта особенность обнаруживает влияние второго источника, о котором говорил фотограф, а именно витрины магазина. В результате складывается образ, с одной стороны, апеллирующий к романтическому образцу исторической живописи, но с другой стороны, абсолютно ей противоречащий. На фотографии Уолла «историю» составляет не отсутствующий на ней человек, но вещи, занимающие почти все пространство изображения, превращая его тем самым в огромный натюрморт. При этом «натюрморт» Уолла стремится быть прочитанным не как stillleven, «тихая жизнь», но именно как nature mort, «мертвая природа».