Творчество немецкого художника Герхарда Рихтера. Идеи. Алхимия краски: цвет и фактура. От портрета и пейзажа к абстракции, страница 10

Подобное впечатление «искусственности» цвета, хотя и иного толка, вызывают некоторые пейзажи Рихтера конца 1960-х годов, в частности, «Корсика» (илл. 3).

В этой стремящейся к монохромности картине преобладают свинцовые оттенки, наполняющие все элементы пейзажа: горы, море и небо. Это монотонное звучание серого цвета Рихтер разбавляет лишь несколькими пятнами коричнево-песочных разводов на воде и темно-бурой полоской леса, в то время как пробивающийся сквозь тучи солнечный свет пишет холодным белесым оттенком. Цвет в этом пейзаже сведен почти к совершенной условности. Отчасти поэтому, несмотря на изображенный мотив, в картине, кажется, нет ничего «природного», «живого», а наоборот, возникает визуальное ощущение «химического привкуса».  

Однако подобное впечатление формируется и за счет того, что сама краска, кажется, обладает некоторым чуждым ей качеством. Ее текстура навевает иллюзию, будто красочный пигмент состоит из холодных металлических частиц, к примеру, свинца или серебра. Кроме того, Рихтер не уплотняет фактуру, как он делал это в портрете дочери, но словно «разжижает» ее, облегчает, делая чуть прозрачной, так что, если в «Бетти» господствовал сухой пигмент, или сера, то в «Корсике», согласно алхимическому знанию, напротив, всецело преобладает «ртутная» текучесть.

По-другому природа цвета раскрывается Рихтером в абстрактных картинах, являющихся также полем разнообразных экспериментов с фактурой.

Сам художник пишет, что абстракции появились в результате его стремления создать «нечто свободное, чистое, открытое, кристальное, видимое, прозрачное – утопию»[48]. Действительно, с помощью цвета и фактуры Рихтеру удается создать открытую самодовлеющую форму, суггестивную, сквозную, проницаемую, кажущуюся доступной для любых значений, и, в то же время, неприступную. Абстракция как бы транслирует на собственном «адамовом языке» то, что слышащий его может обозначить в себе лишь как предчувствие, но не способен, вероятно, подлинно постичь и назвать. И, как любая утопия, являющая собой совершенный, прекрасный, но абсолютно недостижимый образ мира, абстракции Рихтера, завораживая и захватывая зрителя качеством живописной поверхности, остаются отстраненными, недосягаемыми и – холодными. При этом подобное впечатление сохраняется даже в тех картинах, которые выполнены художником в теплой тональной гамме, однако их зеркальная гладкость неизменно «холодит» взгляд.

Качество «чистоты и прозрачности», о котором говорит Рихтер, достигается в его абстракциях посредством неразрывного взаимодействия цвета и фактуры, которое сопровождает все этапы работы над произведением.

Так, художник сначала накладывает на холст крупные пятна локальных цветов, которые, обладая абсолютной самодостаточностью, формируют основной колорит картины. Следует заметить, что, хотя некоторые цветовые оттенки, используемые Рихтером, подчас трудно назвать «естественными» в смысле их родства с теми, что глаз различает в природе. В то же время, они не являются и «искусственными» –  такими, как в «Бетти» или «Корсике».

Затем, используя шпатель с нанесенной на него краской (тех же либо других оттенков), художник проводит им по картине в вертикальном и горизонтальном направлениях, «размывая» изображение, перекрывая его новыми слоями и обогащая цветовыми пигментами и их смешениями. Кроме того, с помощью кисти мастер может дополнять изображение нужными ему штрихами и полосами. В результате, красочная и цветовая фактура оказывается многослойной и весьма разнородной (илл. 4).

Так, «нижние» слои краски, в которых текстура поверхности более гладкая и однородная, чаще всего родственны в тональном отношении. Цветовая гамма в них, как правило, не контрастна, но даже если контраст и имеет место, он не выходит за рамки одной гаммы – холодной или теплой. Напротив, в «поверхностных» слоях фактура более разнообразна, свободна и причудлива, при этом большая неравномерность присутствует и в цвете, который становится гораздо интенсивнее, ярче, красноречивее и, порой, агрессивнее.