В результате, жизнь поверхности живописного изображения оказывается динамичной и подчас весьма напряженной. Так, мерное горизонтальное движение краски может вдруг прерваться, и из образовавшегося разрыва, будто из глубины океана, появится новая красочная «волна» совершенно иного цветового наполнения (илл. 5). Ее движение вскоре также будет нарушено из-за возникновения нового «разрыва», «трещины», «впадины», «шва» или «нароста» на «лице» поверхности. И всякий раз смена фактуры с гладкой на шероховатую, с текучей на жесткую, с прозрачной на плотную, с плоской на выпуклую, вероятнее всего, будет сопровождаться изменением цвета, будь то смена на другой оттенок той же гаммы или же появление нового контрастного цвета.
Иным типом абстракции являются картины из серий «Аладдин» (2010) и «Синдбад» (2008), выполненные эмалью на стекле. Жизнь цвета и самого вещества краски в этих панелях кажется еще более интенсивной и автономной, чем в абстракциях, выполненных на холсте. Вместе с тем, степень имперсональности и случайности, столь важных для Рихтера, также повышается. Если в картинах на холсте эти качества достигались в большей мере применением шпателя, то в стеклянных панелях впечатлению случайности и свободы от субъективности способствует самодвижение краски, потоками, струями и пятнами разливающейся по гладкой, не противящейся ей поверхности стекла. Художник словно превращается в алхимика-мага, варящего неведомое зелье, и имея при себе лишь его приблизительный рецепт. Он вливает на поверхность стекла, как в котел, разные краски-субстанции и, самоустраняясь, наблюдает за их свободным поведением.
Важно, что в абстрактных работах, выполненных на холсте, каким бы напряженным и прихотливым, полным перетеканий и столкновений ни было движение цвета и фактуры, структура картины все же сохраняет определенность и даже некоторую жесткость. Она ни в коем случае не аморфна, но внятна и читаема. В абстракциях на стеклянных панелях, напротив, структура почти полностью исчезает или, по крайней мере, обретает кардинально иной вид. Так, порой предельно сложная, специфическая, но, в конечном итоге, упорядоченная и вполне членораздельная структура заменяется текучим органическим движением «праматерии» красок, не подчиняющимся рассудочной логике, но следующим собственным законам непрерывного перетекания одной субстанции в другую, их смешения и взаимопроникновения (илл. 6, 7).
Интересно, что эти серии картин на стекле Рихтер называет именами героев арабских сказок. При этом в воображении немедленно, подобно цветам, распускаются яркие образы экзотических стран с их драгоценными камнями, роскошными тканями, дорогими ароматными специями, причудливыми растениями и волшебными лампами. Настроению этих образов как нельзя лучше соответствуют полные жизни, пышноцветные краски абстракций, которые вместе с тем кажутся синтетическими и, в этом смысле, искусственными.
Очевидно, что прямые ассоциации, возникающие при взгляде на панели из «Аладдина» или «Синдбада» и в значительной мере обусловленные конкретными названиями серий, вполне отвечают рассуждениям Рихтера о механизме восприятия абстракций и поиске в них зрителем реальных образов. Тем не менее, подобная живопись, конечно, в высшей степени опосредованно являет эти образы, которые, в зависимости от интенции зрителя, могут быть совершенно иными.
Однако наиболее важным в абстракциях на стекле кажется сам дух бесконечных, загадочных метаморфоз, странных и причудливых превращений, чудес и узнаваний, который, в конечном итоге, может иметь отношение не столько к миру восточной сказки, сколько к реальности как таковой, подчас не менее таинственной, чем рассказы Шехерезады.
Интересными с точки зрения работы Рихтера с цветом и фактурой кажутся и цветные любительские фотографии формата 10x15 см, которые художник «поновлял», накладывая на их поверхность слои масляной краски. Важно и то, что эти фотографии оказываются в творчестве Рихтера уникальным образцом взаимодействия живописи и фотографии, буквально являясь фото-картинами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.