Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев

Страницы работы

Содержание работы

Лекция №1. Эстетические особенности японского искусства.

Содержание:

1.Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и 

японцев.

2.Недуальная модель мира.

3.       Особенности японского искусства.

1.Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и 

японцев.

Древние японцы не создали собственных философских учений, они  позаимствовали китайскую философскую традицию. Смешавшись с синтоизмом она и составила основу мировоззренческих принципов древних японцев.

Согласно древнекитайскому памятнику “Хуананьцзы” (II в. до н.э.) мир произошел из некой единой “основы”, в которой не было никакого разделения, не было “промежутка” и все было “одно”.  Из этой единой основы родилось бытие (ю) и небытие (у). Небытие не имло формы. Бытие соответственно ее имело. Небытие рождало бытие, бесформенное рождало форму. Небытие было пустотой, миром покоя; бытие -  миром движения. Небытие и бытие переходили друг в друга, повинуясь двустороннему движению дзюн-гяку (туда-обратно). В основе развития вселенной  лежал тот же принцип.

В сфере небытия существовал Тайкёку (кит. Тайцзы) - Великий предел. Тайкёку - это высшее неподвижное начало, которое порождало и регулировало жизнь во Вселенной. Этот высший принцип Вселенной вызывал к жизни закон ри (кит. ли) - всеобщий закон и причину каждой вещи в отдельности; именно он и порождал движение ё (кит. ян) и покой ин (кит.инь) и делал их двуедиными. Под влиянием покоя ё и ин и происходили все вещи.

Китайцы и японцы небо рассматривали как воплощение ё (ян), а землю как воплощение ин (кит.инь). С их точки зрения “ин и ё взаимно переплетались”. На небе солнце, луна, звезды создавали образы. На земле горы, реки, животные, растения обретали формы. Для японцев и китайцев “образ” подвижен, он - жизненная сила, ядро той самой таинственной энергии, которая рождала все вещи. Если для древних греков начало мира было вещественным (вода у Фалеса, огонь у Гераклита), то у китайцев и японцев начало - это неопределенный подвижный образ.

Поэтому в китайском языке отсутствовали определенные абстрактные понятия (материя, сущность , необходимость, случайность), так как они противоречили представлению о непрерывности дао, о мире как процессе становления и появились они только после знакомства с европейской наукой.  Китайцы считали истинными образами только те, которые были способны к изменению, образы  неустойчивые, неуловимые. Они  полагали, что  постоянное взаимодействие света и тьмы приводит к тому, что в каждом следующем образе появляется новое соотношение светлых и темных черт.

Для китайских и японских мыслителей мир представлялся безостановочным процессом становления, и представления о нем должны были постоянно меняться. Как полагали китайские мыслители, истинное знание крылось не в исследовании объектов во имя овладения вещами, а в достижении однобытия с миром.

С традиционной японской и китайской точки зрения подлинная реальность является Небытием (древние греки этот вопрос решали в пользу Бытия). Небытие не представлялось чем-то потусторонним, знаком исчезновения, оно было зерном жизни, еще не плодом, но тем, что содержит в себе потенцию плода. Поэтому Тайцзы (Великий Предел) изображается в виде круга поделенного на две половинки - темную и светлую и эти две половинки готовы перейти одна в другую. То есть источником саморазвития мира является Небытие.

2.Недуальная модель мира.

У древних греков и других европейских и неевропейских народов дуальная модель мира появилась уже в мифологии. Происхождение мира объяснялось борьбой между тьмой и светом, Хаосом и Порядком.

Согласно японской мифологии боги рождаются без борьбы из “первоестественной стихии”, то есть мир развивается из самого себя: “Когда Земля была еще совсем юной и плавала, словно масляное пятно, колыхаясь как студенистая медуза, явился в мир, вырвавшись из ее недр, словно молодой побег бамбука, бог роста и проявления скрытых сил природы по имени Умаси-аси-каби-хикодзи. Божество - священный сын, дух природы, явленный в могучем побеге бамбука”.

Разъятие света и тьмы, неба и земли, сущности и явлений - это следствие дуальной модели мира, она порождает противостояние духа и плоти, разума и чувств. Принцип двойственности объясняется рационалистическим складом ума и антропоцентризмом. Чтобы переделать мир сообразно своему пониманию, человек должен владеть им. Эта задача предполагала раздвоение мира на субъект и объект, а обладание невозможно без такого разделения. В конечном счете все противопоставлялось всему: небо - земле, человек - природе, чувства - разуму, добро - злу. В основе античной системы мировоззрения лежала идея начала в любом его проявлении - идея точки отсчета и последовательного возникновения.

В основе японского и китайского (дальневосточного) миропонимания лежит идея Небытия (Оно ничто и все, пустота и полнота, бытие и небытие, то есть нераздельный мир). В буддизме и даосизме отсутствует идея последовательного возникновения. Ничто ничему не предшествует, ничто ни за чем не следует: все всплывает на время из Небытия, как волна, чтобы опять, как волна исчезнуть в океане Небытия.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0