Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 25

Классическим типом самурайских доспехов считался пластинчатый доспех оёрой, который первоначально был одеянием лучников. Такие доспехи были в основном кожаными и состояли из множества пластинок, связанных между собой шелковыми шнурами. Доспех состоял из кирасы и юбки, а так же оплечей и наручей, пристегиваемых роговыми пуговицами.

В комплект доспеха так же входил хайдатэ – приспособление, напоминавшее юбку с разрезами, защищающее нижнюю часть бедер. Это были два или четыре прямоугольных полотнища, пришитых к поясу кирасы. Колено и голень воина защищали поножи – сукатэ. Традиционный самурайский шлем кабуто состоял из железной каски и дугообразных пластин, напоминающих складной стакан. Каска имела форму ореха и клепалась из нескольких железных пластин. Спереди шлем украшал небольшой козырек, над которым иногда крепились символические украшения – фигурки драконов, бронзовое зеркало, рога кувагата. Кувагата служили амортизаторами, то есть они приглушали удар, а снятый с головы шлем, как раз за счет рогов мог служить в бою щитом. Снизу каску охватывала кожаная или железная пластина, которая спереди заканчивалась отворотами с клановыми гербами. Лицо воина защищала маска, которая делалась на заказ и имела преувеличенно устрашающие черты своего владельца.

2.  Влияние дзэн-буддизма на развитие средневековой японской эстетики.

В XII веке Япония возобновляет контакты с Китаем, учащаются поездки буддийских монахов в Китай и обратно. В конце XII века монах Эйсай привозит дзэн-буддийское учение в Японию и начинает его пропагандировать среди аристократии и буддийского духовенства. Дзэн-буддийские секты начинает поддерживать дом Ходзё (дом, занимающий наследственно должность советников и регентов при сегунах), так как прежние монастыри и учения были связаны со столичной аристократией.

Различные направления дзэн-буддизма в Японии имели следующие общие принципы:

1.Отрицая книги и другие письменные источники, они стремились передавать истину не через сочинение, а непосредственно от учителя к ученику.

2.Внеинтеллектуальный путь прозрения и достижения совершенства Будды.

Дзэн не исповедует пессимистические воззрения на реальную действительность и окружающий мир. Мир – это не юдоль страданий. Человеческие желания  должны не подавляться, а направляться в духовное русло. Самое важное в жизни – это духовный труд. Он выражается не во внешних действиях, а во внутренней работе над собой, которая приводит к обретению “пустого сердца”. То есть во время медитации достигается такое состояние духа, которое свободно от всего житейского, суетного, всего того, что обычно заполняет собой сознание человека. Освобождение духа из под власти житейского приводит к “пустоте”, то есть к абсолютной духовной свободе. Такая свобода открывала путь к познанию высшей сущности бытия - “природы Будды”. Она познавалась человеком не во внешнем мире, а в себе самом. Состояние абсолютной духовной свободы называлось сатори – просветлением.

Для сияния с вечностью считались возможными самые разные пути: внутренняя сосредоточенность, то есть медитация или достижение совершенства в любом из житейских дел – искусстве, ратном подвиге и т.д. Возникают дзэн-буддийские искусства, происходит эстетизация определенных занятий. Дзэн-буддийское вероучение было воспринято воинским сословием и как способ развития своего боевого мастерства и как способ достижения просветления. Дзэн-буддизм помогает самураям совершенствовать искусство войны.

Дзэн-буддийский монах Такуан Сохо в своем труде “Таинственные свидетельства вечной мудрости” писал: “Смысл дзэнского искусства меча заключается в постижении воином свободы и текучести сознания, в умении вообще ни на чем не фиксировать свое сознание, быть легким как воздух и бесформенным как вода. Сознание должно наполнять собой все тело, быть везде и нигде. Если же сознание воина зафиксировано на чем-то, хотя бы даже на желании победы, то настоящей победы ему никогда не достичь. Так как любая привязанность сковывает сознание воина словно цепями, лишает его текучести, будто прибивает железными гвоздями к конкретной форме. Привязанность к форме – это смерть, текучесть и бесформенность – это то качество, которое дает победу