Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 17

Классический образец амидийского монастыря – Бёдоин в Удзи. От него сохранился лишь зал Хоодо (Храм Феникса). Этот небольшой квадратный павильон был выстроен в стиле синдэн. Справа и слева от него простирались крылья сквозных галерей, завершавшихся беседками с башенками, сзади к зданию примыкал длинный коридор. Таким образом, весь храм с его двойными, грациозно изогнутыми черепичными крышами напоминал птицу в полете. Расположенный на берегу небольшого живописного озера с островками и деревьями, Хоодо органично дополнял мир природы. Великолепный по своему убранству интерьер, сияющий золотом и перламутром, включал в себя золоченую статую Амиды.

Не менее праздничным и нарядным был интерьер храма-мавзолея Кондзикидо монастыря Тюсондзи, принадлежавшего роду Фудзивара. Его колонны, платформа алтаря, балдахин над статуями, инкрустированные перламутром, украшенные узорами цветов стали образцом утонченного хэйанского стиля. Скульптура так же становиться частью декоративного ансамбля. Статуи теперь изготавливаются в технике ёсэги, то есть путем подгонки друг к другу маленьких брусочков дерева. Прославленным мастером, работавшим в этой технике, был Дзётё, под его руководством был оформлен интерьер храма Хоодо.

Красоту трехметровой статуи Амиды-Нёрай оттеняли и инкрустации полов и потолка и настенные росписи. В этот период скульптура становится боле светской. Облик божеств приобретает рафинированное изящество, божества милосердия стали изображаться в виде нарядных придворных красавиц.

В  XII веке японская живопись приобретает независимость от скульптуры и сближается с поэзией. Вместе с развитием художественной прозы рождаются свитки-иллюстрации, на основе которых формируются стилистические приемы светской живописи, получившие впоследствии название живопись ямато-э (то есть японская живопись в отличие от китайской). Художники школы ямато-э рисовали кистью на ширмах, шелковых и бумажных свитках придворные сцены. Как правило, это были иллюстрации к знаменитым литературным произведениям. По стилю они гармонировали с предметами, украшающими быт хэйанской знати. Контуры обводились золотом, в минеральные краски добавлялась серебристая фольга. Картины в форме горизонтальных свитков (эмакимоно) рассматривались на столах, а вертикальные (какэмоно) предназначались для украшения парадных комнат. Наиболее известны иллюстрации, созданные Фудзивара Такаёси к “Гэндзи-моногатари”. Так как в романе главное не действие, а выявление душевного состояния героев, то иллюстратор на первый план выдвигает настроение. Все сцены предстают будто увиденными сверху, сквозь снятую крышу. Взгляд как бы проникает не только вглубь дома, но и в глубь частной жизни героев. Четко очерченные фигуры героев кажутся застывшими, они как бы прислушиваются к неведомым нежным звукам. Мерцающие блестки серебра и золота придают свиткам таинственную праздничность. Размывается граница между религиозным и светским искусством.

На изобразительное искусство этого периода оказывает влияние развитие каллиграфии. Иероглифы символизируют идеи. Цель каллиграфии – создать формы прекрасные сами по себе, не зависящие от их значения. Каллиграф живет в мире чистой формы, главное для него – написать красиво. Линия должна быть безошибочно расположена в точном соответствии с соседними линиями. Она может быть разной в зависимости от нажима, но прерывать ее нельзя – она должна быть видной на всем протяжении. Кисточка с отмеренным количеством черни, управляемая не движениями пальцев, а порывами тела, создает тонкий диапазон оттенков от бледно серого до глубочайшего черного.

Придворные, чиновники, священнослужители – все должны были владеть каллиграфией. Хороший подчерк означал хороший вус и родословную. Каллиграфия была спутником поэзии и прелесть строфы так же зависела от подчерка, как и от  умения обращаться с фразами. 

Литература:

1.  Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.,1972.

2.  Мурасаки Сикибу.Повесть о Гендзи.Т.5.Приложние. М.,1992.

3.  Пасков И.А. Япония в ранее средневековье. VII-XIV вв. М..1987.