Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 44

Основными мужскими персонажами театра Кабуки являются: Татияку – благородный герой (либо мудрец, либо воин, либо герой-любовник), Катакияку – злодей (либо действительный злодей, либо злодей-аристократ, либо коварный соблазнитель). Все женские роли называются оннагата и делятся на следующие амплуа: злодейка, роковая женщина высокого происхождения, роковая женщина низкого происхождения, старуха, купчиха, верная жена, неверная жена, воительница.

В действии драмы непременно имелся один или несколько эпизодов со стилизованной схваткой. По действию актер мог моментально изменить свой облик. Он сдергивал костюм, под которым оказывался еще один костюм. В театре Кабуки в качестве распространенного приема использовался миэ – фиксирование позы в кульминационный момент действия или при первом появлении важного персонажа (Этот прием напоминает немую сцену в пьесе  Н.В. Гоголя «Ревизор»). Он дает зрителям возможность насладиться красотой сценической композиции.

В театре Кабуки существовали следующие категории актеров: «несравненный», «действительно лучший из хороших», «Большой лучший из хороших» и т.д.

В отличие от театра Но, пьесы театра Кабуки были построены на фабуле, на сюжете. Авторы пьес не пользовались особым успехом, вся слава обычно доставалась актерам. Первоначально актеры сочиняли пьесы сами, но потом каждый театр содержал целый штат сочинителей, который состоял из «основного» писателя – татэсакуся, и из драматургов второго и третьего разряда.

Татэсякуся придумывал сюжет и обговаривал его с труппой, он же распределял роли. После обсуждений сюжета и споров по поводу разделения ролей татэсякуся получал аванс и распределял его в своей «творческой бригаде». Драматург третьего разряда сочинял начальные сцены. Развитие сюжета поручалось драматургу второго ранга. Сам мэтр писал ключевые сцены. Пьесы были очень длинными, рассчитанными на день.

Большинство пьес театра Кабуки было почерпнуто из репертуара кукольного театра Бунраку, так как авторы предпочитали писать именно для кукольного театра, в котором не нужно было приспосабливаться к капризам своенравных актеров.

Наиболее известным драматургом, писавшим для таетра Кабуки, был Тикамацу Мондзиэмон (1653-1724). Сейчас японцы его называют «японский Шекспир». Он родился в самурайской семье, получил хорошее образование в буддийском монастыре и сначала служил знатному киотскому дому Итидзё, но потом ушел со службы и начал писать пьесы для театров Кабуки и Бунраку. Тикамацу часто черпал сюжеты из репертуара театра Но, но наиболее известными являются его «бытовые пьесы», материал для которых он из современной жизни и героями которых были обычные люди самого простого звания.

Самая известная его пьеса  «Самоубийство  влюбленных в Сонэдзаки» была написана как отклик  на реальные события  - двойное самоубийство приказчика и куртизанки. Приказчик Токубэй был влюблен в гейшу О-Хару, но они не могли пожениться, так как у него не было денег, чтобы выкупить девушку из публичного дома. Хозяин лавки намеревался женить Токубэя на своей племяннице, для чего выплачивает приданное жадной матери Токубэя. Влюбленный приказчик хочет вернуть деньги хозяину, но их выманивает у него коварный друг. После этого обмана Токубэй приходит в отчаяние, так как теперь он вынужден жениться на нелюбимой. А у О-Хара появился богатый покровитель, который хочет забрать ее себе. Поэтому влюбленные заканчивают жизнь самоубийством.

В заключении гидаю произносит:

«Прощай о бренный мир

И ты, о ночь прощай.

Не знаю с чем сравнить

Наш путь, ведущий в смерть

Со снегом, что покрыл

Дорогу на погост

Как быстро стает он

Исчезнет без следа

О жизнь, ты грустный сон

Увиденный во сне».