Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 41

С появлением крупномасштабных изображений но золотом фоне значительно меняется стилистика произведений, в чем можно увидеть двойное воздействие - театра и настенных декоративных росписей того времени. Это означало также сокращение до минимума роли сюжета, что неминуемо вело к угасанию жанровой живописи. Кроме того здесь сказалась однобокость и одиозность политики правительства Токугава в  отношении к городской культуре. В повествовательной живописи поощрялся только курс на дидактику и конфуцианские нравоучительные сюжеты. С середины XVIIв. функции жанровой живописи в художественной культуре переходят к гравюре[2,118, c.114].

Последним шедевром, олицетворявшим угасание тех импульсов, которые шли от самой жизни города и давали пищу жанровой живописи, можно считать знаменитую ширму из коллекции Ии, известную под названием “ширмы Хиконэ”(см. илл.19 Приложения). На ее шести створках изображены группы мужчин и женщин, одетых в роскошные костюмы и развлекающиеся музыкой, стихами и играми. Неповторяющиеся мизансцены, ракурсы фигур и их разнообразные позы и жесты свидетельствуют о том, что художник ищет способы более дифференцированной характеристики своих героев и делает попытку через внешние предметы (костюмы, аксессуары, немногочисленные бытовые предметы) передать общее состояние: чувство пресыщенности, скуки, расслабляющей неги.

Особенно смело и необычно для жанровой живописи изображение на двух левых створках: группа играющих в го и слепой музыкант с учениками(см. илл.20 Приложения). За их спинами художник помещает изображение ширмы, на которой написан средневековый пейзаж, и эта деталь оказывается весьма существенной впонимании смысла произведения. Ширма с пейзажем конкретизует место действия, обозначая, что оно происходит в интерьере. Это сразу  придает сцене камерное звучание, подчеркивает замкнутость , изолированность от мира, который уже сам по себе не попадает в картину, но присутствует как далекий отзвук, как намек в виде нарисованного пейзажа. Человек, еще совсем недавно с трудом осознавший свое собственное внеприродное бытие, теперь как будто не нуждается в непосредственных контактах с миром природы. Предназначенный для созерцания пейзаж для героев ширмы Хиконэ равнозначен мебели, предмету обихода.

Произведения художников школ Кано и Тоса можно назвать гимном величию и красоте окружающего мира. Фигуры людей, их жилища, предметы быта в таких картинах не являются самоценными, носят подчиненный характер. Типичным примером выражения идеи того, что человек лишь мелкая частичка во вселенной и его жизнь подчинена законам природной гармонии являются знаменитые пейзажные ширмы перида Хэйан и Камакура. Люди, дома на них изображены очень мелко, в самом низу картины, а природное пространство безгранично разворачивается вдаль [2,114,c.22-23].

Искусство периода Эдо.

В архитектуре периода Эдо продолжали развиваться традиции, заложенные в эпоху Момояма.

Для парадных павильонов был характерен пышный декор как экстерьера, так и интерьера зданий. Примером  может служить Зал Диких Гусей монастыря Нисихонгандзи. Тенденция к изощренности декора ощущается в грандиозном ансамбле мавзолея сегунов Токугава в Никао.

Резьба и декоративные элементы олицетворяли изобилие земной жизни.

Для загородной архитектуры и чайных павильонов была характерна простота форм и сдержанный декор. Таков был загородный императорский дворцовый ансамбль Кацура. Сращенные постройки образуют зигзагообразную линию. Этот комплекс включал в себя сады разных типов.

Придворные живописцы при сегунах Токугава были представителями школы Кано. В этом направлении в декоративной  и жанровой живописи XVII века работали художники Хоками Коэцу, Таварая Сотацу, Огата Корен

Японская поэзия периода Эдо.

В японской поэтической традиции появилась новая стихотворная форма хокку или хайку. Хокку долгое время не имели самостоятельного значения и существовали только как начальные трехстишья рэнга.