Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 24

Между даймё (владетельными князьями) и их воинами – самураями складываются вассальные отношения (их не было в среде придворной аристократии). Они строятся на взаимных обязанностях сеньора и вассала. Тяготы и опасности военной службы, общие и для господина и для вассала, скрепляли этот союз. В этот период складываются первые кодексы поведения самурая. Они назывались Кюба-но мити (“путь коня и лука”). Последний такой кодекс под названием “Бусидо” возникнет в эпоху Эдо, там в основе поведения самурая  лежит стремление к достойной смерти.  В Кюба-но мити прославлялось поведение далекое от самопожертвования. Главным качеством самурая считалась храбрость, которую он должен был проявлять ее на поле боя и требовать за достойное поведение вознаграждения. Об этом свидетельствует большое количество прошений, в которых сначала излагались обстоятельства проявления воинской доблести, а потом требовалась награда. В этот период вассалы легко переходят от одного хозяина к другому, в зависимости от того, на чьей стороне была победа. Например, Хатакэяма Сигэтада был сначала вассалом дома Тайра, а потом перешел к Минамото. Все интересы самураев были сосредоточены на том, чтобы поддержать свою семью и обеспечить будущее своим потомкам. Верность господину была основным средством достижения этой цели. На войне каждый вассал стремился совершить подвиг, оттеснив соперников, и заслужив тем самым расположение господина.

Среди самураев часто шли споры на тему: нужно ли воину образование? Самурайские философы Такэда Сингэн, Курода Кагомаса считали, что образованность отнюдь не составляет главное достоинство воина. Слишком начитанные люди становятся похожими на книжных червей и утрачивают дух воина. Для самурая знание равносильно действию, а действие и есть его премудрость.

В эпоху кровопролитных войн самурайские дети с 6-7 лет умели обращаться с копьем и мечом. Многие самураи, особенно низших рангов, великолепно обращались с оружием и при этом были абсолютно неграмотными. Като Киемаса, прославленный самурай, писал в своих наставления следующее: “… следует запретить самураям читать лирические стихи и наслаждаться театром Но. Когда самурай обнажает меч, то в своих мыслях он уже разрубает врага. Если же в сердце самурая звучит танец Но, то такой самурай уже не воин, ему лучше совершить сэппуку”.

Поэтому в XII-XIII вв. предпочтение отдается устным повествованиям. Японская литература как бы возвращается к до письменной эпохе. В период Камакура возникает особый жанр устного рассказа – катаримоно. По дорогам средневековой  бродили монахи с бива, которые рассказывали о недавно отшумевших сражениях, о подвигах известных самураев и о тех сражениях, которые остались в прошлом. В отличие от хэйанской литературы, бытовавшей лишь в столице, эти напевные устные повествования исполнялись на всей территории страны, то есть там, куда доходили сказители.

В живописи возникает жанр эмакимино, созвучный героическим сказаниям – живопись на длинных горизонтальных свитках. Это были драматические, полные динамики изображения битв и сражений, тех о которых шла речь в историко-героических повестях. В центре внимания самурайского искусства оказывается действие. а не настроение и эмоции.

В области архитектуры воины-буси не выдвинули собственных эстетических концепций. Дома и храмы в этот период имеют ту же базовую конструкцию, но по оформлению они становятся более простыми и монументальными. Появляются укрепленные деревянные крепости, но до нашего времени они почти не сохранились.

В этот период возникает воинское облачение и вооружение. Форма самурайского меча появилась еще в X веке и сохранялась на протяжении всего существования самурайского сословия, но мечи выполненные до периода Муромати были изящней и легче, они изначально создавались для изощренных дуэлей. После наступления эпохи Муромати мечи становятся тяжелее и по качеству гораздо. Они уже были предназначены для многочисленных побоищ в сомкнутом строю. В зависимости от ранга самурая подбирались ножны меча, чем выше был ранг, тем светлее были ножны. Важным элементом меча являлась цуба – рукоятка меча. Декор цуба помогал настроиться самураю перед смертельной схваткой. В XIV века  в самурайском вооружении появляется маленький меч вакидзаси длинной 60 см, который применяется как в бою, так и для харакири (процедуры самоубийства). Большой меч катана в длину составлял 88 см.