Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 22

Марасаки получила такое воспитание, которое получала всякая девочка из аристократической семьи, единственным отступлением от правил было изучение ею китайской литературы. Уехав из столицы вместе с отцом в провинцию, она какое-то время жила там. В 998 году она вернулась в столицу и вступала в брак с Фудзивара Нобутака, он принадлежал к той же северной ветви рода Фудзивара, что и отец Мурасаки. Муж Мурасаки служил правителем Тикудзен, ему было 45 лет и у него уже было несколько жен и детей. Мурасаки вышла за него замуж в возрасте 25 лет и родила ему дочь. Он, оставив жену в столице, сначала исполнял должность правителя провинции Ямасиро, потом Уса. Весной  1001 года на 49-м году жизни Нобутака скончался, оставив Мурасаки вдовой. Через пять лет после смерти мужа, Мурасаки поступила на службу во дворец, став придворной дамой императрицы Сёси. В императорском дворце и в домах высшей знати обычно прислуживали дамы, принадлежащие к средним слоям аристократии. Живя тут же в доме госпожи, дамы помогали хозяйке коротать часы досуга, выполняли ее поручения, принимали гостей, отвечали на письма, воспитывали детей и т.д. Фудзивара Митинага, регент и соправитель императора, стремясь усилить влияние своей дочери, которая в 1000 году стала императрицей-супругой, собрал в ее покоях все самое лучшее, от утвари до прислуживающих ей дам, в число которых и входила Муросаки Сикибу. Так как на первых порах императрица Сёси имела рядом с собой серьезную соперницу, отставленную императрицу Тэйси, которая скончалась в конце 1000 года и в свите которой было множество прославленных поэтесс (например, Сэй Сенагон, автор “Записок у ихголовья”). Митинага позаботился о том, чтобы у его дочери было не менее блестящее окружение. Предполагают, что между Мурасаки и Митинага была любовная связь.

Как закончила свои годы Мурасаки неизвестно. Последние стихи и сведения о ней относятся к 1014 году. Дочь Муросаки Кэнси стала известной поэтессой Дайни-но самми и была кормилицей принца Такахито, будущего императора Горэйдзэй.

Самое известное произведение Муросаки Сикибу  - это “Гендзи-моногатари” - японский куртуазный роман. Когда он был начат, тоже остается неизвестным. По легенде, жрица Камо обратилась к императрице Сеси со следующими словами: “Ах! Как бы я хотела иметь повесть, способную развеять тоску моих дней”. Та же, призвав к себе даму по-имени Мурасаки, повелела: “Принеси нам какую-нибудь повесть”. На что Мурасаки ответила, что ничего не помнит достойного их слуха, и взялась сочинить повесть сама.

Большинство исследователей склоняются к мнению, что Мурасаки начала писать “Повесть о Гэндзи” после смерти мужа, примерно в 1001 году. Скорее всего, первыми были написаны главы о женщинах среднего сословия “Пустая скорлупка цикады”, “Вечерний лик” и другие. Поступив на придворную службу, Мурасаки продолжила писать, и круг ее персонажей расширился, изменилось и место действия.

Название “Гэндзи-моногатари” было дано не автором. До нашего времени не дошло ни одного экземпляра, написанного при жизни Мурасаки, дошли свитки переписанные в эпоху Камакура. На сегодняшний день известно 54 главы, возможно,  они сохранились не все, и их было больше.

Отдельные главы “Повести о Гэндзи” в большинстве своем обособлены. Конец предыдущей главы редко бывает связан с началом последующей. В них словно всплывают ненадолго отдельные мгновения человеческой жизни, чтобы тут же исчезнуть и замешаться в общей неопределенности.

Неизвестно в какой последовательности располагались главы при жизни Мурасаки, какая служила началом, а какая концом. То что мы читаем сейчас – это плод работы литераторов конца XIX - начала XX  вв.

Главы по своим функциям делятся на два вида – вертикальные и горизонтальные главы. Вертикальные развивают сюжетную линию. Горизонтальные вводят в тоже временное пространство новых персонажей и новые события.

“Повесть о Гэндзи” делится на три основные части, различающиеся между собой по содержанию, стилю и методу изложения: