В XIII веке в жанре гунки родились две большие воинские эпопеи - "Хэйке-моногатари" (Повесть о доме Тайра) и "Гэмпэй дзёсуйки" (Записки о расцвете и упадке Минамото и Тайра).
В воинских эпопеях главной темой было повествование о жизни и смерти воинов и уже во вторую очередь их подвиги на поле брани. Авторы - монахи гунок изображали истории борьбы кланов как грандиозную картину неизбежной последовательности событий и тщетности земного существования. Поэтому исторические эпопеи открывались примерно такими словами: "В звоне храмового колокола слышится непостоянство мира. Краски цветов свидетельствуют об истине, о том, что все цветущее истлеет. Срок гордыни не дольше сна весенней ночью. Бывшие прежде могущественными падут и они как пыль на ветру..." (Из "Повести о доме Тайра").
"Повесть о доме Тайра" состоит из двенадцати свитков и повествует о реальных событиях конца XII века. Ее составителем был Сикано-но Дзэндзи Юкинага, само же произведение было создано простыми безымянными сказителями и сначала существовало лишь в устной форме.
Главные герои этой повести - это представители рода Тайра - новые властители Японии, победившие своих соперников. Но вскоре и они терпят поражение за поражением от своих соперников - рода Минамото. Проходит несколько лет, и нет уже дома Тайра - одни пали в бою, другие взяты в плен и преданы казни, третьи предпочли покончить жизнь самоубийством. Печальна и судьба победителя дома Тайра Ёсицунэ, военноначальника дружин рода Минамото, он станолвится жертвой клеветы и тоже погибает.
"Хэйкэ-моногатари" фактически посвящается гибели дома Тайра, параллельно рефреном Юкинага проводит мысль о неизбежной гибели сильных мира сего.
Так же в прозе продолжают развиваться уже сложившиеся повествовательные жанры никки (дневники) и дзуйхицу (эссе).
Развитие дневникового жанра было связано с аристократическим сословием. Значение двора и самой столицы Хэйан в этот период постепенно падает. Междоусобные войны конца XII- начала XIII века разорили столицу, грандиозный дворцовый комплекс сгорел полностью. Постоянной императорской резиденции в этот период больше не существует и императоры теперь живут в усадьбах знати, главным образом своей родни по женской линии. Знатным мужчинам и женщинам, служившим при дворе, приходилось самим себя содержать, своих слуг и служанок, иметь свой выезд. Они сами должны были заботиться о приличествующих их положению нарядах, так как средств, поступающих императору, на свиту уже не хватало. Свита по-прежнему была пышной, сохранилась многоступенчатая иерархия придворных званий и рангов, соблюдались сложные придворные ритуалы, традиционные, освященные векам церемонии, празднества и всевозможные развлечения.
Это был своеобразный замкнутый мир, где внешне все как бы осталось без изменений. Но то время, когда власть принадлежала аристократам, ушло в прошлое и их уделом стало занятие искусствами - музыкой, каллиграфией, поэзией и др.
Наиболее известным примером дневникового жанра этого периода является "Непрошеная повесть" , написанная Нидзё, придворной дамой и фавориткой экс-импераора Го-Фукакуса. Дневник состоит из пяти свитков. Сама повесть как бы распадается на две половины. 1-3 свиток посвящаются описанию светской жизни этой дамы при дворе, в 4,5 -м свитках речь уже идет о ее монашеской жизни.
По сравнению с дневниками эпохи Хэйан в этом дневнике появляется боле динамичное повествование, стремительное развертывание событий, обилие прямой речи и диалогов. Причина таких изменений - влияние гунки. Если дневники эпохи Хэйан носили сугубо лирический характер, изображая только переживания автора, его личную жизнь и те события, которые имели отношение к его судьбе, то теперь в повествование дневника включаются предания и легенды, сюжеты, рисующие быт, нравы и политические события современного автору времени. Например, Нидзё описывает изгнание очередного сегуна, соперничество экс-императора Го-Фукакуса и его младшего брата экс-императора Камэяма, убийство самурайского наместника в столице и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.