Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 36

В юго-восточной части крепости, вблизи тэнсюкаку находилась сокровищница. Это было низкое длинное здание под  черепичной крышей, сложенной из стволов криптометрий. В противопожарных целях стены обмазывались глиной с порошком из толченых белых морских раковин.

Помимо фортификационных сооружений, на территории Осакского замка имелось множество других строений. Все пространство от тэнсюкаку до стен заполняли дворцы и бытовые постройки, принадлежащие семье Тоётоми Хидэёси. В деревянных одноэтажных павильонах с длинными галереями и садовыми беседками, располагалась резиденция Ёдомиги, жены Хидэёси. Жилые павильоны ближайших вассалов располагались тремя рядами вокруг тэнсюкаку. В крепости была создана целая система великолепных садов. Здания, расположенные внутри замков, представляли собой образцы аристократического жилища. Для них был характерен принцип сибуи – утонченности.

После объединения страны замки утрачивают свои оборонительные функции. Главная роль в ансамбле переходит к жилым и парадным покоям. Обширные комплексы резиденций сегунов, обнесенные стенами с пышно декорированным входом, состояли из ряда просторных, приподнятых столбами над землей одноэтажных зданий. Главные здания включали в себя несколько сращенных воедино павильонов, асимметрично расположенных в пространстве.

Дома на внутренней территории замка имели черепичное покрытие. Глубоко надетая на здание крыша, словно зонт, защищала дом и террасу от дождя. Дробление стен на  вертикальные и горизонтальные  элементы, соседство бумажных и глиняных стен, комбинация полупрозрачных и непрозрачных частей интерьера, создавала своеобразный, не статичный образ сооружения.

Интерьеры каждого из них со скользящими перегородками и покрытыми полами татами располагались на разных уровнях и как бы плавно перетекали один в другой, завершаясь главным приемным залом со своеобразной сценической площадкой в глубине – престижным местом, выделенным для хозяина. Чем важнее было сооружение, тем выше был его пол.

По такому принципу были организованы покои замка Нидзё в Киото. Его пять смежных залов, украшенных по полу, стенам и раздвижным перегородкам многоцветными, декоративными росписями, соответствовали праздничной зрелищности жизни крупных феодалов. В этих росписях доминируют оттенки зеленых тонов по золотистому фону.

Главная особенность существования искусства в период Момояма – его тесная связь с общественной жизнью и государственной властью. Поставленное на службу власти военных диктаторов, оно было призвано эту власть возвеличивать, создавать визуальные символы ее силы, мощи, богатства, опираясь на традиционные мифопоэтические образы. Сосна выражала долголетие, бамбук несгибаемую волю и силу духа.

В живописи появляются новые эстетические критерии. Киото лежал в развалинах, представители высшей аристократии рассеялись по Японии и жили в нужде и уединении, прежнее придворное влияние на искусство исчезает, а строгие каноны эстетики дзэн сменились новыми приоритетами. Эти декоративные росписи в основном украшали ширмы и стены замков и домов.

Просторным, погруженным во мрак интерьерам замков и монастырей соответствуют декоративные росписи ширм, потолков и стен. Тон задает школа Кано. Мастера школы Кано посветили свое искусство оформлению замковых интерьеров. Они создавали масштабные произведения, покрывая декоративными композициями большие полосы шелка и бумаги. На стенах, сияющих золотом, изображались голубоглазые тигры, крадущиеся через бамбуковые заросли или многоцветные сиси  - мифические чудовища, подобные львам. Пышные пейзажи, изобилующие старыми соснами, где яркие птицы садятся на фантастические скалы. Леса, рощи и сады, бородатые драконы, извивающие свои затейливые тела среди блеклых облаков, сценки из придворной жизни Китая и древних героев.

Если живопись суйбоку-га лишь намекала на красоту и величие мира, то художники школы Кано напрямую заговорили о сияющей красоте и великолепии мироздания.

Позже в тематический репертуар декоративных росписей вошли ряд новых образов – появились мотивы жизни улицы, бурлящей толпы, празднеств, обрядов.