Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 7

Пантеон божеств, связанный с буддийским вероучением Махаяной в VI-VII вв. был еще не разработан. В основном это были канонизированные образы Будды: врачевателя Якуси и основателя вероучения Шакьямуни (Сяка-Нёрай), представленных в виде проповедников – аскетов, сопровождаемых двумя юными божествами милосердия (по-японски – босацу ). В пантеон входили и образы охранителей храма, стражей стран света, олицетворявших идею защиты мира от скверны. Изображение этих божеств в иерархическом порядке размещались на алтарном постаменте в центре храма. Главное божество помещалось в середине композиции, стражи располагались по четырем углам алтаря. Каждый страж попирал ногами чудовище, символизирующее зло и невежество.

В ранних буддийских статуях особенно подчеркивалась бесплотность святых и божеств, их отрешенность от всего земного. На этом этапе фигурам была присуща угловатость жестов, как будто качество камня перенесли на дерево.

Наиболее явно эти черты проявились в центральном алтарном образе Золотого павильона в Хорюдзи в бронзовой  триаде Сяка – Нёрай выполненной в 623 году в местной  мастерской. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, эта скульптурная композиция вознесена на высокий постамент, фигуры Будды и двух бодхисатв объединены общим фоном нимба. Их фигуры отличаются строгостью линий, чистотой и строгостью ритма. Складки одежд, тяжело спадающие на пьедестал, придают их облику монументальность. Выразительность жестов рук подчеркивалась преувеличенными размерами ладоней, неземная улыбка делала облик божества отвлеченным.

Позднее буддийская иконография становиться многообразнее. С возрастанием культа милосердных божеств   бодхисатв их статуям все чаще отводиться самостоятельное место в храме. В фигурах бодхисатв подчеркивается именно человеческое начало – мягкая женственность или юношеская беззащитность. Особая прелесть присуща статуям Мироку – босацу из монастырей Тюгудзи и Хорюдзи. Мороку-босацу предстает как вечно юное божество, ожидающее на небесах своего часа, чтобы прийти на помощь людям. Поза статуй Мироку лишена устойчивости, его полуобнаженное тело изображается в легком наклоне, лицо освещено выражением мечтательной задумчивости, гладкость материала придает облику божества целомудренную чистоту.

Совершенно по-другому решены статуи Каннон-босацу. Удлиненные фигуры этой богини, стоящие на лотосовых пьедесталах дополнялись различными украшениями – лентами, шарфами, стилизованными драпировками одежд, оживляющими ее статичный облик. Благодаря позолоте и нимбу, инкрустированному драгоценными камнями, в темноте храма она как бы излучает сияние.

В скульптуре середины VII-VIII столетий появляются новые черты, формируется единый стиль, который можно назвать монументальным. Усложняются алтарные композиции, они включают в себя уже множество статуй. Рассчитанные на обозрение из вне, сквозь дверные проемы, они укрупняются в размерах. Возникают горельефные повествовательные циклы. Наиболее выразительны горельефы со сценами из жизни Будды, вылепленные из глины и вмонтированные в цоколь пагоду монастыря Хорюдзи. В сцене успения Будды ученики оплакивают своего учителя. В их искаженных плачем лицах и телах изображены различные градации страдания.

Стремление передать различия между божествами различных рангов приводит к увеличению разнообразия материала. Наряду с бронзой и деревом статуи начинают изготавливаться из глины, покрытой сухим лаком. В бронзе по-прежнему выплавлялись фигуры высших божеств, но они утрачивают былую аскетичность. Их пропорции становятся более правильными, в изображения Будды появляется выражение надменного достоинства. Статуи становятся более пропорциональными и пластичными, они утрачивают прежнюю угловатость и уплощенность. Примером может служить трехметровая бронзовая статуя Якуси-Нерай.

Появляются более эмоциональные фигуры полубожеств. Выполненные из глины, они обладают повышенной экспрессией. Лица охранители храма Кайдакин  искажены гневом, так как они призваны покарать злые силы.