Пантеон божеств, связанный с буддийским вероучением Махаяной в VI-VII вв. был еще не разработан. В основном это были канонизированные образы Будды: врачевателя Якуси и основателя вероучения Шакьямуни (Сяка-Нёрай), представленных в виде проповедников – аскетов, сопровождаемых двумя юными божествами милосердия (по-японски – босацу ). В пантеон входили и образы охранителей храма, стражей стран света, олицетворявших идею защиты мира от скверны. Изображение этих божеств в иерархическом порядке размещались на алтарном постаменте в центре храма. Главное божество помещалось в середине композиции, стражи располагались по четырем углам алтаря. Каждый страж попирал ногами чудовище, символизирующее зло и невежество.
В ранних буддийских статуях особенно подчеркивалась бесплотность святых и божеств, их отрешенность от всего земного. На этом этапе фигурам была присуща угловатость жестов, как будто качество камня перенесли на дерево.
Наиболее явно эти черты проявились в центральном алтарном образе Золотого павильона в Хорюдзи в бронзовой триаде Сяка – Нёрай выполненной в 623 году в местной мастерской. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, эта скульптурная композиция вознесена на высокий постамент, фигуры Будды и двух бодхисатв объединены общим фоном нимба. Их фигуры отличаются строгостью линий, чистотой и строгостью ритма. Складки одежд, тяжело спадающие на пьедестал, придают их облику монументальность. Выразительность жестов рук подчеркивалась преувеличенными размерами ладоней, неземная улыбка делала облик божества отвлеченным.
Позднее буддийская иконография становиться многообразнее. С возрастанием культа милосердных божеств бодхисатв их статуям все чаще отводиться самостоятельное место в храме. В фигурах бодхисатв подчеркивается именно человеческое начало – мягкая женственность или юношеская беззащитность. Особая прелесть присуща статуям Мироку – босацу из монастырей Тюгудзи и Хорюдзи. Мороку-босацу предстает как вечно юное божество, ожидающее на небесах своего часа, чтобы прийти на помощь людям. Поза статуй Мироку лишена устойчивости, его полуобнаженное тело изображается в легком наклоне, лицо освещено выражением мечтательной задумчивости, гладкость материала придает облику божества целомудренную чистоту.
Совершенно по-другому решены статуи Каннон-босацу. Удлиненные фигуры этой богини, стоящие на лотосовых пьедесталах дополнялись различными украшениями – лентами, шарфами, стилизованными драпировками одежд, оживляющими ее статичный облик. Благодаря позолоте и нимбу, инкрустированному драгоценными камнями, в темноте храма она как бы излучает сияние.
В скульптуре середины VII-VIII столетий появляются новые черты, формируется единый стиль, который можно назвать монументальным. Усложняются алтарные композиции, они включают в себя уже множество статуй. Рассчитанные на обозрение из вне, сквозь дверные проемы, они укрупняются в размерах. Возникают горельефные повествовательные циклы. Наиболее выразительны горельефы со сценами из жизни Будды, вылепленные из глины и вмонтированные в цоколь пагоду монастыря Хорюдзи. В сцене успения Будды ученики оплакивают своего учителя. В их искаженных плачем лицах и телах изображены различные градации страдания.
Стремление передать различия между божествами различных рангов приводит к увеличению разнообразия материала. Наряду с бронзой и деревом статуи начинают изготавливаться из глины, покрытой сухим лаком. В бронзе по-прежнему выплавлялись фигуры высших божеств, но они утрачивают былую аскетичность. Их пропорции становятся более правильными, в изображения Будды появляется выражение надменного достоинства. Статуи становятся более пропорциональными и пластичными, они утрачивают прежнюю угловатость и уплощенность. Примером может служить трехметровая бронзовая статуя Якуси-Нерай.
Появляются более эмоциональные фигуры полубожеств. Выполненные из глины, они обладают повышенной экспрессией. Лица охранители храма Кайдакин искажены гневом, так как они призваны покарать злые силы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.