Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 21

В эпоху Хэйан зарождается дневниковый жанр (никки). Мужчины аристократы имели свои официальные биографии, в которых приводились данные об их рождении, карьере, семье, детях, смерти. Женщины такой участи не удостаивались, поэтому они сами стали создавать истории своей жизни – дневники. Женский дневник – это не автобиография в собственном в общепринятом смысле (от рождения и до момента написания). В дневниках аристократок их жизнь описывалась не целиком, а частично -  обычно это было время пребывания на придворной службе. Их особенность – это уход дневниковой прозы в частную жизнь.

Правда, первый дневник на японском языке  “Тоса-никки” был создан мужчиной Ки-но Цураюки. Это дневник путешествия, написанный легким стилем и японской слоговой азбукой. Ки-но Цураюки утверждал, что здесь он пишет так, как писала бы женщина, употребляя японские слова и японское письмо.

За ним последовал “Дневник стрекозы” написанный одной из лучших поэтесс X в., известной под именем матери Арицуна. Он включал в себя описание обыкновенной женской судьбы, ее радостей и печалей.

Одним из способов развлечения девиц из аристократических семейств было рассматривание свитков с картинками и чтение текстов к ним. После распространения живописи японского стиля в женских покоях появились японские картины с надписями, сделанными каной, которые фиксировали пересказы-переложения китайских легенд и преданий, прежде делавшихся устно.

Так возникли моногатари (“говорят вещи”)  - повествования. Моногатари – это разговор воспоминание, рассказ о разных предметах, событиях. Для обозначения литературного произведения это слово стало употребляться в конце X в.. В “Записках у изголовья” Сэй Сенагон  и в “Повести о Гэндзи” оно уверенно используется именно в этом значении.

Некоторые японские исследователи, описывают все прозаические жанры эпохи Хэйан как разновидности моногатари и выделяют его следующие виды:

1.поэтические моногатари (ута-моногатари) – отрывки прозы обрамляющие пятистишья.

2.документальные моногатари (дзицуроку -моногатари) – это дневники, эссе, путевые заметки.

3.придуманные моногатари (цукури-моногатари) – это собственно моногатари, сюжетные повести.

4.исторические (рэкиси-моногатари)

5. сэцува-моногатари – рассказы притчи.

Наиболее известное моногатари эпохи Хэйан – это “Повесть о Гэндзи”, написанная Муросаки Сэкибу.

О  жизни автора “Гэндзи-моногатари” известно не очень много. Настоящее ее имя не известно. Мурасаки это прозвище, это имя одной из героинь “Повести”, второй жены принца Гэндзи. Сикибу –название должности ее отца, служившего в церемониальном ведомстве. Женщин в эпоху Хэйан называли обычно по должности кого-либо из родственником мужского пола. Родилась она примерно в 978 году. Отцом Мурасаки был Фудзивара Тамэтоки. Как и могущественные регенты он принадлежал к северной ветви дома Фудзивара , но судьба его предков сложилась менее удачно. Многие из них не поднимались выше 4-го ранга и служили чаще всего в провинции.

Среди предков писательницы было множество выдающихся поэтов. Ее прадед Фудзивара Канэсукэ (877-933), один из бессмертных поэтов, оставил после себя домашнюю антологию и 55 стихов в разных поэтических собраниях. Он был близок с Ки-но Цураюки и прочими поэтами, составлявшими влиятельную группу литераторов начала X в. Поэтами были и  дед Фудзивара Матада и дядя Фудзивара Тамэёри Муросаки. Ее отец был ученым. Он был принят при дворе императора Кадзан, при котором он получил должность в Церемониальном ведомстве. Император Кадзан был известным любителем поэзии. Недолги срок его правления был отмечен частым проведением поэтических турниров и появлением новых антологий. После его отречения Тамэтоки потерял должность, и последующие двадцать лет его положение  было довольно бедственным.