Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 37

Преобразование претерпели и манера художников, работавших в монохромной живописи. В их работах, связанных с оформлением интерьера появляется большая декоративность. Философский подтекст, присущий пейзажам дзенских мастеров, приобрел более лирическую направленность. В такой манере работал Хасэгава Тохаку. На пространстве обтянутой бумагой складной ширмы «Сосны» он одной лишь черной тушью передал не только таинственную красоту старой сосновой рощи, окутанной волнами осеннего тумана, но и создал поэтический образ таинственного леса. Хасэгава владел так же живописными приемами школы Кана. Ширма «Клен» расписана яркими красками по золотому фону и каждый лист на ветке сияет как драгоценность.

Монохромная живопись и многоцветные росписи на ширмах были обращены к разным сферам жизни. Стилю парадных дворцов и храмов противопоставлялся стиль помещений, предназначенный для духовного сосредоточения, выключавший человека из потока житейской суеты. Создание этих помещений было связано с развитием чайного ритуала, превратившегося в полу религиозную церемонию. Чайная церемония была средством приобщения к гармонии природы. Она  становиться популярной в период Муромати. По инициативе дзэнского монаха Мурати Сюно (1422-1508 гг.) при монастырях были выделены специальные помещения для проведения ритуала. Потом стали строить отдельные дома для чайных церемоний, которые должны были походить на хижину отшельника. Ощущение безыскусной простоты и близости природы создавалось нарочитой упрощенность облика постройки, введением в интерьер очага, необработанного древесного ствола, поддерживающего кровлю. Правила чайной церемонии как ритуала были окончательно сформулированы в конце XVI века. Законодателем новых привил стал Сэн-но Рикю, выходец из торговцев. Рикю создал ансамбль, в котором каждый компонент, начиная от архитектурных деталей и сада, окружающего чайный дом и заканчивая утварью для чаепития, служил выражению духовного единства с природой.

Литературные источники указывают, что первый был построен в 1473 году. Чайные домики походили на крошечные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Непритязательность обстановки создавала ощущение высшей красоты, постичь смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. В качестве украшений допускались лишь свиток с философским изречением или картина или икэбана.

Процедура чайной церемонии и устройство чайного домика отражали основные идеи дзэн-буддизма. Размер комнаты для чайной церемонии был равен восьми квадратным метрам. Согласно положениям сутр, в помещении подобного размера однажды смогли уместиться восемьдесят четыре тысячи учеников Будды, так как истинно    «просветленный» с точки зрения буддистов не имеет веса и объема тела.

Подготовка к церемонии начиналась еще на подступах к чайному домику. Чайный домик окружался небольшим садом, который должен был способствовать нарастанию особого настроения. Вступление на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к чайному домику, означало начало первой стадии медитации: вступивший оставлял в этот момент все свои мирские заботы и сосредотачивался на предвкушении ожидающей его церемонии. По мере продвижения по дорожке к домику сосредоточенность усиливалась и медитация переходила во вторую фазу. Этому способствовал старый фонарь, слабо освещающий дорожку в вечерние и ночные часы, камень колодец – цукубаи, в выдолбленном углублении которого хранилась вода для омовения рук и полоскания рта, низкая, высотой в 90 см., дверь, через которую проходили, становясь в проеме на колени. При входе гости совершали поклон и усаживались по-японски на циновки. Навстречу выходил хозяин, в свою очередь отвешивающий поклон гостям. Под звуки кипящей воды начинался третий этап медитации. Определенное настроение создавала сама посуда. Она отличалась удивительно простой и отсутствием украшений: чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая. Чем древнее была утварь для чайной церемонии, тем дороже она ценилась.