Преобразование претерпели и манера художников, работавших в монохромной живописи. В их работах, связанных с оформлением интерьера появляется большая декоративность. Философский подтекст, присущий пейзажам дзенских мастеров, приобрел более лирическую направленность. В такой манере работал Хасэгава Тохаку. На пространстве обтянутой бумагой складной ширмы «Сосны» он одной лишь черной тушью передал не только таинственную красоту старой сосновой рощи, окутанной волнами осеннего тумана, но и создал поэтический образ таинственного леса. Хасэгава владел так же живописными приемами школы Кана. Ширма «Клен» расписана яркими красками по золотому фону и каждый лист на ветке сияет как драгоценность.
Монохромная живопись и многоцветные росписи на ширмах были обращены к разным сферам жизни. Стилю парадных дворцов и храмов противопоставлялся стиль помещений, предназначенный для духовного сосредоточения, выключавший человека из потока житейской суеты. Создание этих помещений было связано с развитием чайного ритуала, превратившегося в полу религиозную церемонию. Чайная церемония была средством приобщения к гармонии природы. Она становиться популярной в период Муромати. По инициативе дзэнского монаха Мурати Сюно (1422-1508 гг.) при монастырях были выделены специальные помещения для проведения ритуала. Потом стали строить отдельные дома для чайных церемоний, которые должны были походить на хижину отшельника. Ощущение безыскусной простоты и близости природы создавалось нарочитой упрощенность облика постройки, введением в интерьер очага, необработанного древесного ствола, поддерживающего кровлю. Правила чайной церемонии как ритуала были окончательно сформулированы в конце XVI века. Законодателем новых привил стал Сэн-но Рикю, выходец из торговцев. Рикю создал ансамбль, в котором каждый компонент, начиная от архитектурных деталей и сада, окружающего чайный дом и заканчивая утварью для чаепития, служил выражению духовного единства с природой.
Литературные источники указывают, что первый был построен в 1473 году. Чайные домики походили на крошечные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Непритязательность обстановки создавала ощущение высшей красоты, постичь смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. В качестве украшений допускались лишь свиток с философским изречением или картина или икэбана.
Процедура чайной церемонии и устройство чайного домика отражали основные идеи дзэн-буддизма. Размер комнаты для чайной церемонии был равен восьми квадратным метрам. Согласно положениям сутр, в помещении подобного размера однажды смогли уместиться восемьдесят четыре тысячи учеников Будды, так как истинно «просветленный» с точки зрения буддистов не имеет веса и объема тела.
Подготовка к церемонии начиналась еще на подступах к чайному домику. Чайный домик окружался небольшим садом, который должен был способствовать нарастанию особого настроения. Вступление на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к чайному домику, означало начало первой стадии медитации: вступивший оставлял в этот момент все свои мирские заботы и сосредотачивался на предвкушении ожидающей его церемонии. По мере продвижения по дорожке к домику сосредоточенность усиливалась и медитация переходила во вторую фазу. Этому способствовал старый фонарь, слабо освещающий дорожку в вечерние и ночные часы, камень колодец – цукубаи, в выдолбленном углублении которого хранилась вода для омовения рук и полоскания рта, низкая, высотой в 90 см., дверь, через которую проходили, становясь в проеме на колени. При входе гости совершали поклон и усаживались по-японски на циновки. Навстречу выходил хозяин, в свою очередь отвешивающий поклон гостям. Под звуки кипящей воды начинался третий этап медитации. Определенное настроение создавала сама посуда. Она отличалась удивительно простой и отсутствием украшений: чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая. Чем древнее была утварь для чайной церемонии, тем дороже она ценилась.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.